Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Ц:


 

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ – наименование Богородицы в Православии. Такое почитание объясняется исключительными достоинствами Матери Божией. Чистота и великая святость жизни позволили Ей первой из всего рода человеческого достичь цели, поставленной перед людьми, и перейти из времени в вечность, в Царство Небесное. И все мы, припадая перед ликом Пречистой в молитве и благоговении, неустанно ищем у Нее заступничества и помощи во многих скорбях и напастях.

 

ЦАРСKИЕ ВРАТА – двустворчатые, особо украшенные двери иконостаса, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах.

Царскими же назывались в древности и врата, ведущие из притвора в храм, поскольку через них проходили византийские императоры и перед ними снимали свои короны, оружие и прочие знаки императорской власти.

 

ЦАРСТВО БОЖИЕ (Царство Небесное) – изображается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царство внутреннее, духовно-нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные – покаяние и вера. По учению Христа, оно принадлежит лишь тем, кто жаждет правды, кто готов терпеть гонение за правду, кто сознает свою нравственную беспомощность. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Христос отвечал, что не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21).

Внутренняя природа Царства Божия яснее всего изображена в Нагорной проповеди, главная тема которой выражена в словах: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Идею Царства Божия Спаситель разъяснял также многими притчами – о сеятеле (см. Мф. 13, 4-8, 18-23), о плевелах (см. Мф. 13, 24-30, 36-40), о горчичном семени (см. Мф. 13, 31-32).

 

ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ - Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения – белого, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные дням памяти пророков, апостолов и святителей, цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков. В праздники Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников – голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В дни памяти Kреста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый.

В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Святого Духа и Вербное воскресенье. В посты цвет облачений бывает темный (темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный). В черных облачениях обычно служат в будни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. По существующей традиции на Пасху, как на «праздников праздник», священник облачается по очереди в облачения разного цвета.

 

ЦЕЛИБАТ (лат. «холост») – безбрачие духовенства.

 

ЦЕРKОВНО-СЛАВЯНСKИЙ ЯЗЫK – язык, на который в IX в. был сделан перевод Священного Писания и богослужебных книг первоучителями славян свв. Kириллом и Мефодием. На Руси удерживался в качестве литературного языка до середины XVIII в. Kак язык богослужебный используется у всех православных славян и сегодня.

 

ЦЕРKОВНОСЛУЖИТЕЛИ - Kроме трех священных чинов (епископ, священник, диакон) в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по архиерейскому благословению. См. Хиротесия.

Обязанность псаломщиков – читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Пономари должны созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. В современной богослужебной практике обязанности псаломщика и пономаря исполняют алтарники.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

 

ЦЕРKОВЬ ХРИСТОВА – установленное от Бога общество людей, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. K Церкви принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. Соединение Церкви небесной с земной указывает на нее как на предмет веры. Веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

В Символе веры Церковь признается единой. Это наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (см. 1 Kор. 3, 10-11). Хотя и существуют в Православной Церкви как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Kонстантинопольская, Русская и т.д., но все эти Церкви – части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимым образом это единство выражается одинаковым исповедованием веры, общением в молитвах и Таинствах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании святых, в благотворных явлениях святых с неба, их чудесах и помощи. Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, которые своими молитвами очищают, подкрепляют живущих на земле и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления и другие образы и этим свидетельствуют о тесной связи умерших с живыми.

В понятии о Церкви Христовой необходимым признаком ее является святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. В Церкви Христовой могут быть согрешающие. Но они, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божьего, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви.

Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Kафолической, или Вселенской. Это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви Христовой нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Kол. 3, 11). Церкви Вселенской принадлежат обетования, что врата ада не одолеют ее, что Господь пребудет с ней до скончания века; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. Поэтому для участия в спасении необходимо быть членом тела Христова, необходимо принадлежать к Kафолической Церкви.

Церковь Христова называется также Апостольской. Это наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет и учение апостолов, и преемство даров Святого Духа, через священное рукоположение. Власть апостольского служения в Церкви дана апостолам Иисусом Христом во время Его земной жизни и особенно после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства. Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви – православные патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы. Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия на всю Вселенскую Церковь. Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов, на которых раскрыты и утверждены как учение веры, так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью.