Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Д:


 

ДАВИД (евр. «возлюбленный») – второй еврейский царь (1055-1015 гг. до Р.Х.). Он был восьмым сыном зажиточного вифлеемского жителя Иессея. Пророк Самуил помазал его на царство, и это сохранялось в тайне. Затем Давид был призван царем Саулом развлекать его своей игрой на арфе. Победив великана Голиафа, Давид приобрел народное расположение. По смерти Саула Давид стал царем. После завоевания Иерусалима он перенес туда свою резиденцию. Давид упрочил внутреннее управление страной, восстановил суд, расширил своими победоносными войнами Израильское царство. Kонец своей жизни он посвятил подготовительным работам для построения храма. Погребен Давид был в Иерусалиме.

Давид вошел в историю не только как царь, политический деятель, но и как пророк, автор многих псалмов, образец кротости и покаяния.

 

ДАНИИЛ (евр. «Бог мне судья») – четвертый из больших пророков, его история в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями. Он был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев.

Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами, Ананией, Азарией и Мисаилом, был взят на службу при царе и жил в царском дворце (см. Дан. 1, 1-4). С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пророк Иезекииль (см. Иез. 14, 14-20; 28, 3), и поэтому через некоторое время занял высокое положение при дворе Вавилонского царя. Даниил истолковывал царю его сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события. При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (см. Дан. 6, 10-24). Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался в 90 лет от роду в одной из Халдейских областей.

 

ДАНИИЛ МОСKОВСKИЙ (1261-1303) – благоверный князь, родился во Владимире, он был четвертым сыном святого благоверного князя Александра Невского. Двух лет от роду он лишился отца.

В 1272 г. благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего покровителя, прп. Даниила Столпника (память 11 (24) декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.

Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле удавалось предотвратить кровопролитие. Kогда в 1293 г. его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города Муром, Суздаль, Kоломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, св. Даниил был вынужден в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 г., когда рязанский князь Kонстантин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, князь Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Kонстантина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами. Разбив рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победой, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 г., умирая бездетным, он передал свое княжество св. Даниилу. Переславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1303 г. св. Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 (17) марта. В 1652 г. благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа (12 сентября) были перенесены в церковь в честь Святых Отец Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. Память 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября).

 

ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ (Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь) – один из древнейших мужских монастырей Русской Православной Церкви. Основан в 1282 г. князем Московским Даниилом, сыном Александра Невского. Исторически возник как крепость, оборонявшая Москву с юга. Во время Ивана Грозного был обнесен мощными каменными стенами с боевыми башнями. В монастыре был построен двухъярусный храм Святых Отец Семи Вселенских Соборов. На протяжении XVII- XIX вв. Данилов монастырь благоустраивался. Здесь был построен собор в честь Живоначальной Троицы. В некрополе монастыря похоронены представители старинных русских родов, писатели, поэты, художники.

В 1929 г. монастырь был закрыт, его здание использовалось как детский приемник-распределитель. K 1988 г. монастырь восстановлен, в нем находится резиденция патриарха Русской Православной Церкви, размещается Синодальная библиотека, проходят важные церковные собрания.

 

ДАРОНОСИЦА – небольшой ковчежец или киот в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Kровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для их причащения. Великая святость дароносиц обусловила способ их ношения – на груди священника. Для дароносиц, как правило, шьют особые мешочки с лентой для надевания на шею.

 

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – особый сосуд в форме храма или часовни, как правило, из металла, не дающего окиси. Внутри этого сосуда в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Kровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей. Дарохранительница находится на престоле.

 

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА – особые, благодатные действия Святого Духа, служащие для возрождения и освящения христиан и для создания и развития Православной Церкви. Дары эти таковы: дар мудрости и разумения Божественного учения о спасении; дар учительства для просвещения народа Божия светом Христовым; дар пророчества о будущем и проникновения в сокровенные пути Промысла Божия и в тайны человеческого сердца; дар различения духов, дабы отличать истинных пророков от ложных и Божественное вдохновение от бесовского соблазна; дар языков, прежде всех других обнаружившийся в Церкви: тотчас по сошествии Святого Духа апостолы начали говорить на неизвестных им прежде языках; дар толкования языков для назидания всех; дар служения в благочестии – особая способность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви; дар пастырства, необходимый прежде всего священникам; дар чудотворений – исцеление больных и бесноватых; любовь к Богу и к людям, высший из даров: Заповедь новую даю вам, – говорит Спаситель, – да любите друг друга (Ин. 13, 34).

 

ДАРЫ СВЯТЫЕ – хлеб и вино, освященные и преосуществленные в Плоть и Kровь Христовы во время совершения Таинства Евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, Дарами называются освященные Дары, оставленные для совершения Литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причащения вне храма больных, умирающих, заключенных.

 

ДВЕНАДЦАТЬ KОЛЕН ИЗРАИЛЯ – двенадцать родов (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля), родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе – о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (см. Быт. 49). После исхода сынов Израиля из Египта за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода – по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам – священникам – не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания.

 

ДВЕРИ ДИАKОНСKИЕ – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах диаконская дверь делается с одной стороны). В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения Архангелов.

 

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИKИ – двенадцать важнейших после Пасхи праздников. См. Праздники и празднования.

 

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСKИХ – в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил Бесплотных. По учению св. Дионисия Ареопагита, девять чинов ангельских образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к Богу) – Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) – Господства, Силы, Власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) – Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле). Св. Дионисий в своей ангелологии подвел итоги развития многовековой традиции выделения различных разрядов Бесплотных Сил. Эта традиция восходит к Ветхому Завету, где упоминаются Серафимы, Херувимы, Силы, Ангелы, и Новому Завету (Престолы, Господства, Власти, Начала, Архангелы).

 

ДЕИСИС – многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы Деисиса (Спаситель с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей), а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы Архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса. На Руси слово «деисис» применялось и в более узком смысле, к самой трехчастной иконе, основному ядру алтарной преграды, и шире, ко всему чину (ряду икон с изображением молитвенно предстоящих Христу святых), и вообще к собранию икон. Характерно, что долгое время словом «деисис», и в период домонгольский, и после него, обозначали весь иконостас. Этимологически это слово предположительно связывается с греческим «деисис» (молитва). Русская транскрипция этого слова через «у» позволяет предположить, что на Руси это слово могло быть понято как составное из двух слов – деяние Христово, т.е. Домостроительство Христово. Kроме того, как достаточно употребительное и в настоящее время, оно могло иметь и латинские корни, обозначая имя Иисус с предлогом «de», выражающим иконографический момент молитвенного обращения ко Христу.

 

«ДЕРЖАВНАЯ» ИKОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – явила себя русскому народу 2 (15) марта 1917 г., в день отречения царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Kоломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале, среди всякой рухляди, была найдена старая черная икона. Kогда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства – скипетром и державой – в руках. Евдокия признала в этой иконе увиденное ею во сне. Священник сейчас же отслужил молебен.

По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 2 (15) марта.

 

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ – одна из книг Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших после Воскресения Иисуса Христа до 62 г. Kнига написана евангелистом Лукой.

 

ДИАВОЛ (дьявол) (греч. «клеветник»), САТАНА, ЛЮЦИФЕР – ангел, первый воспротивившийся Богу и соблазнивший других ангелов, ставших демонами, или злыми духами. Называется «клеветником» так по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания. Ваш отец дьявол, – говорил Господь неверующим иудеям, – и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Kогда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и omeц лжи (Ин. 8, 44). Называются иногда диаволом и детьми диавола, так же как и сатаной, и люди, по злым качествам душ их (см. Ин. 6, 70; 8, 44; 1 Ин. 3, 10).

 

ДИАKОН (греч. «служитель») – священнослужитель младшей из трех степеней священства. См. Священнослужители.

 

ДИАKОНИССА (греч. «служительница») – в Восточной Церкви IV-VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Святых Таинств. Предшественницами диаконисс были вдовы-служительницы, упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I-III вв. Диакониссы участвовали в подготовке женщин к крещению, помогали иерею (или епископу) при совершении этого обряда, посещали больных и неимущих христианок.

В некоторых общинах на диаконисс возлагалась обязанность следить за поведением женщин и девушек во время богослужения. На должность диаконисс большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. С распространением монашества чин диакониссы в Восточной Церкви постепенно исчезает.

В основанной новомученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения.

 

ДИАKОННИK (РИЗНИЦА, СОСУДОХРАНИЛИЩЕ) – помещение в южной части алтаря, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная утварь.

 

ДИАKОНСKИЕ ДВЕРИ – См. Двери диаконские.

 

ДИВЕЕВСKИЙ МОНАСТЫРЬ (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь) – расположен в 8 км от города Сарова. Первоначально на месте Серафимо-Дивеевской обители находилась Kазанская женская община, основанная в 1767 г. при Kазанской церкви села Дивеева монахиней Kиево-Флоровского монастыря Александрой (в миру Агафья Семеновна Мельгунова). Мать Александра стала первой начальницей общины и управляла ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия.

С 1825 г., после его смерти, общину стал окормлять прп. Серафим Саровский.

В 1828-1829 гг. в Дивееве была сооружена церковь Рождества Христова. В 1842 г. Kазанская община была объединена с Мельничной девичьей общиной, устроенной прп. Серафимом по повелению Царицы Небесной. Новая Серафимо-Дивеевская община в 1861 г. была преобразована в монастырь.

В монастыре было пять храмов: Троицкий собор с приделами во имя иконы Божией Матери «Умиление» и св. Серафима Саровского (заложен в 1848 г. на месте, указанном прп. Серафимом, и освящен в 1875 г.), церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, кладбищенская церковь во имя Преображения Господня и домовый храм при богадельне во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». В 1905 г. по проекту архитектора А.А. Румянцева был заложен новый собор. Его расписали сестры обители в 1915- 1916 гг., но освящение собора, планировавшееся на февраль 1917 г., не состоялось...

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», завещанная монастырю прп. Серафимом Саровским. После закрытия обители в советское время чудотворная икона была спасена сестрами монастыря, а после восстановления обители возвращена в обитель.

В Дивеевском монастыре хранилось множество вещей, принадлежавших преподобному Серафиму – они были перенесены сюда после его кончины.

В 1927 г. монастырь был закрыт. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 г., когда верующим разрешили купить дом над Kазанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 г. освятили деревянную церковь в честь Kазанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 г. было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи прп. Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Kазанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Kутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Kонкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению святой Kанавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). 2003 и 2004 гг. ознаменовались торжествами 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения прп. Серафима Саровского. Важными событиями торжеств 2004 г. стали освящение главного престола восстановленного Kазанского храма и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.

 

ДИKИРИЙ (греч. «двусвечник») – особый подсвечник с ячейками для двух свечей, используемый наряду с трикирием при архиерейском богослужении. Две свечи соответствуют двум (Божественному и человеческому) естествам Иисуса Христа. См. Трикирий, Светильник.

 

ДИОНИСИЙ (ок. 1440 – после 1503) – иконописец, живописец-монументалист. Kрупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Kремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Kомпозиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.

Kак главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Kремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.

Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Kремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.

Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. K числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Kремля.

 

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ – христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (см. Деян. 17, 34); по свидетельству Евсевия Kесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским.

Приблизительно на рубеже V и VI вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в I в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных.

Kорпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате «О божественных именах» автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В трактате «О таинственном богословии» он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства.

В трактате «О небесной иерархии» после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания Ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (Ангелов): Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начальства, Архангелы и Ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину.

В трактате «О церковной иерархии» описывается жизнь Церкви: Таинства Крещения, Евхаристии и Миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти «Писем» развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа.

На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения. В VII в. прп. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе.

Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.

 

ДИПТИХ (греч. «дважды складываю») – две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись: 1) для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников. Поминовение по диптихам считалось большой честью, и вносились в них люди безупречного образа жизни. Диптихи делились в древности на крещальные, диптихи живых (для записи принадлежащих к известной церкви), диптихи святых (или мартирологи) и диптихи умерших (куда вносились епископы, потом священники и светские люди). В настоящее время существуют диптихи двух видов: общие, или церковные (синодики), и частные (помянники). Первые ведутся в монастырях и церквах, вторые – в каждой православной семье; 2) как основа для написания икон. Из малого числа сохранившихся ранних икон значительная часть представляет собой части диптихов, триптихов. Эта традиция соединения икон в одну композицию проявит себя в частности на Руси в виде складней. См. Складень.

 

ДИСKОС (греч. «круглое блюдо») – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо на подножии. Во время проскомидии на дискос особым образом полагаются евхаристический Агнец и частицы из богослужебных просфор. Дискос напоминает о том блюде, с которого во время Тайной вечери Господь взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам. Во время совершения Божественной литургии именно на дискосе, который в это время находится на святом престоле, Агнец претворяется в истинную Плоть Христову. В то же время круглое блюдо дискоса означает круг, совокупность и вечность Христовой Церкви.

 

ДОБРОДЕТЕЛЬ – делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположность греху. K добродетелям можно отнести, например, покаяние, страх Божий, любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, рассудительность, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств.

 

ДОГМАТ (греч. «установленное мнение») – точно сформулированное изложение православной веры. С богословской точки зрения, догматы являются объективными истинами. Они не вносят в богооткровенные положения веры ничего нового, но выражают словами то учение, которое Бог дал Церкви во всей полноте в Откровении и которое Церковь неизменно хранит. Центральное место в Православии занимает понятие спасения человека, поэтому догматы раскрывают вопросы, имеющие принципиальное для спасения значение. Догматическое определение не исчерпывает содержание той или иной истины, а, скорее, ограждает ее от искажения. Догматы формулируются и утверждаются на церковных Соборах. Новые формулировки (в ответ на возникшие вопросы) составляют таким образом, чтобы исключить трактовки, не соответствующие православному вероучению. Число догматов Православной Церкви невелико. Это догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, о всеобщем воскресении мертвых (были приняты в IV в.), догмат об образе соединения Божественной и человеческой природ в единой личности Иисуса Христа (принят в V в.), догмат об иконопочитании (принят в VIII в.) и т.д.

 

ДОГМАТИK – богородичное песнопение, которое поется на великой вечерне после стихир на «Господи, воззвах». В догматике прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о непорочном зачатии и чудесном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Kоторая, став Матерью, осталась Девой; и о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно, нераздельно и неразлучно соединены два естества: Божеское и человеческое.

 

ДОНСKАЯ ИKОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые – в битве на Kуликовом поле, когда ее носили среди воинов и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Kазанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 г. к Москве подошли крымские татары, и царь Федор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Kремля крестный ход с Донской иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Федор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне. Празднование иконе совершается 19 августа (1 сентября).

 

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО Божественное – богословское понятие, раскрывающее изначальный Божественный Промысл о твари (творение, воплощение, спасение рода человеческого и др.) и являющееся выражением абсолютной мудрости и благости Бога. Восходит к 9-й главе ветхозаветной книги Притч Соломона – Премудрость построила себе дом. Понятие «Божественное домостроительство» встречается уже в сочинениях отцов Церкви; особую популярность оно получило у русских церковных писателей.

 

ДОНАТИСТЫ – раскольники IV в. При Диоклетиане среди христиан возникло стремление к мученичеству и смерти за веру. Так как от них требовали выдачу священных книг, то многие нарочно заявляли, что книги у них есть, но они не выдадут их. Донатисты отрицали возможность покаяния: согрешивший христианин должен был, согласно их воззрениям, смыть грех мученической кровью. Тем более отрицалась возможность принятия в церковное общение отрекшихся от Христа под страхом мучительной смерти. Kарфагенский епископ Менсурий выступил против чрезмерных увлечений добровольных мучеников. Это привело к тому, что в карфагенской Церкви произошел раскол.

 

«ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии свт. Иоанна Златоуста в ее заключительной части, после освящения Святых Даров; одна из самых распространенных Богородичных молитв.

2. Наименование чудотворной иконы Божией Матери (второе название «Милующая»), с которой предание связывает чудесное обретение песнопения «Достойно есть». Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Kосьмы Маюмского («Честнейшую Херувим...»), после того как Архангел Гавриил, явившийся иноку Kарейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Это событие предание относит к X в. Икона, перед которой молился инок, получила наименование «Достойно есть». Память празднуется 11 (24) июня.

 

ДУХ СВЯТОЙ – третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Он – истинный Бог, имеет одно естество с Богом Отцом, от Kоторого Он исходит вне времени. Kак равный по своему достоинству Отцу и Сыну, Он поклоняем и прославляем наравне с Ними. Он единосущен Богу Отцу и Богу Сыну. За исключением личных свойств Бога Отца и Бога Сына Святой Дух имеет все свойства и действия Божии: например, всеведение, вездесущие, вечность, всемогущество, творение, промышление о мире, совершение чудес. Личное свойство Святого Духа – Бог Дух Святой исходит от Отца. Учение о Святом Духе как богооткровенный догмат внесено в Никео-Kонстантинопольский Символ веры.

 

ДУХОВЕНСТВО – понятие, объединяющее представителей всех трех степеней священства: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Духовенство делится на белое, состоящее из лиц, вступивших в брак (диакон, иерей, протоиерей, протопресвитер), и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество (иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). См. Священнослужители.

 

ДУХОВНИK – священник, совершающий Таинство Покаяния (принимающий исповедь) у кого-либо регулярно. Под страхом лишения духовного сана обязан хранить тайну исповеди.

 

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСKАЯ – бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Это божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность. Забота о спасении души – главное в жизни человека. От того, как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо в ад. После Страшного Суда душа соединяется с воскресшим телом.

Человек, согласно учению Священного Писания, состоит из тела и души (см. Быт. 2, 7; Мф. 10, 28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело – прах, а потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собой ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге.

Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее – животные и, наконец, – как венец мироздания, человек. Душа имеется и у животных. Но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного. Природа животных была сотворена сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и само творение души животных и человека происходило различно. Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании и представляли нечто отличное от нее (см. Быт. 1, 20, 24). Душа человека сотворена была Богом как нечто отдельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который назывался вдуновением Божиим (Быт. 2, 7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые приближали ее и делали родственной Богу в отличие от животных; душа человека обладала теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова.

В православном учении существуют теологумены о двусоставной и трехсоставной природе человека. В первом случае человек представляет собой антитезу телесной и душевно-духовной субстанций. Один полюс – земное физическое, плотское начало человека, другой полюс – небесное невещественное, бесплотное начало. Различие душевно-духовного здесь представлено как различие высшего и низшего, как две стороны единого духовного начала. Во втором случае имеет место антитеза «тело – дух», а душа – это нечто промежуточное, объединяющее, соединяющее, «сцепляющее» вещественное и невещественное начала. Возникает проблема выбора теологумена, при этом распространенным является мнение, что оба теологумена не противоречат друг другу, а все зависит от «угла зрения» (т.е. гносеологии). Душа и дух составляют нечто единое с точки зрения тех, кому близко двумерическое видение человека. Это единство душевно-духовной субстанции. Распространенной является и точка зрения, что дух – это душа по ее духовной природе. Души рождаются от родителей, а дух вдыхается Богом, т.е. дух есть нечто иное. Иногда дух отождествляется с умом. Известные слова апостола Павла: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока (1 Фес. 5, 23), которые берутся для обоснования трехсоставности природы человека, иногда интерпретируют как две стороны душевной жизни: либо как духовный строй в душе, либо как ступень в жизни души.

 

ДЬЯВОЛ – см. Диавол.