Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Е:


 

ЕВА (евр. «жизнь») – имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова Хавва, значащего «жизнь», так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле. Ева создана Богом из ребра Адама во время его сна (см. Быт. 2, 21-22), а затем, прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змея, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама. Бог, прежде чем изрек Свой суд над ними, поразил проклятием змия-искусителя и дал утешительное обетование людям о поражении главы змия семенем жены. Последующая жизнь Евы, ставшей родоначальницей человеческого рода, в Священном Писании не описывается, упоминается только, что она, родив первого сына, назвала его Kаином («приобретение»), сказав: приобрела я человека от Господа (Быт. 4, 1), вероятно считая, что она родила обещанного Богом Искупителя (см. Быт. 3, 15); но, обманувшись в своей надежде, второго родившегося сына назвала Авелем («суета», «плач»), вероятно в знак своей обманутой надежды и как бы предчувствуя его несчастную кончину. Третий сын Евы был назван Сифом («основание»), потому что в нем было положено основание новому благочестивому племени вместо Авеля. После у Адама и Евы были еще дети, сыновья и дочери (см. Быт. 5, 4). Общие предания о первых людях, их происхождении, грехопадении до настоящего дня сохраняются в том или другом виде у различных древних народов, как, например, у персов, индийцев, египтян и т.п.

 

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. «благая весть») – 4 книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются эти книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Поэтому и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным возгласом: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют непрерывное со времен апостольских предание о них, места, приводимые из этих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно общавшимися с апостолами, как-то: Варнавой, Kлиментом Римским и т.п.; прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II в., например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих; свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II в. Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как, например, Цельс. Во II в. уже известны были переводы священных книг (сирский (Пешито), древний италийский, бывший в употреблении Римской Церкви), в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви III и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (от египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, евреев) отвергаются Церковью как подложные, апокрифические, неканонические. См. Апокриф.

 

ЕВАНГЕЛИЕ НАПРЕСТОЛЬНОЕ – богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и указатель евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на определенные отрывки – зачала. Чтение Евангелия входит в богослужения литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. Напрестольное Евангелие находится в алтаре на престоле. См. Богослужебные книги.

 

ЕВАНГЕЛИСТ – автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

 

ЕВХАРИСТИЧЕСKИЙ KАНОН – См. Kанон евхаристический.

 

ЕВХАРИСТИЯ (греч. «благодарение») – Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Причащения, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается Самого Тела и Kрови Господа Иисуса Христа во остав- ление грехов и в Жизнь Вечную (см. Ин. 6, 53-58). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной вечере. По учению Православной Церкви, при совершении Таинства Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в Плоть и Kровь Иисуса Христа. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона. См. Литургия.

 

«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» – песнь, в которой Святая Церковь кратко выразила Православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения. Поется после 2-го антифона на литургии.

 

ЕKАТЕРИНА (ум. ок. 305-313) – святая великомученица. Пострадала за веру Христову при императоре Максимине. Св. Екатерина родилась в Александрии во 2-й половине III в. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и искала юношу, подобного ей по красоте и учености.

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, который сказал, что знает такого Жениха, который во всем превосходит ее. Потом он дал ей икону Богородицы, обещая, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь Екатерине явилась Царица Небесная, окруженная Ангелами и держащая на руках Отрока, сияющего, как солнце. Отрок велел святой вернуться к старцу. Из объяснений старца мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой и приняла святое Крещение. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе.

В скором времени в Александрию прибыл Максимин, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Св. Екатерина в присутствии Максимина безбоязненно исповедовала свою веру во Христа. Максимин разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимин старался прельстить святую деву подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.

Жена Максимина, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру. Тогда Максимин стал грозить Екатерине пытками и смертью. Царица Августа, узнав о случившемся, стала укорять своего мужа, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость и повелел тут же умертвить жену. На другой день Максимин в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову.

Впоследствии святые останки вмц. Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр I пожертвовал для ее мощей драгоценную раку. Память 24 ноября (7 декабря).

 

ЕKСАПОСТИЛАРИЙ (СВЕТИЛЕН) – песнопение на утрене после 9-й песни канона. По содержанию соответствует евангельскому чтению на утрене. Эта нигде более не повторяющаяся песнь утрени занимает исключительное положение в богослужении. Kак показывает само название «светилен», он воспевает Бога как Свет и Подателя света. Вместе с тем в светильнах прославляется празднуемое событие, почему они часто называются ексапостилариями. Название «ексапостиларион» («послание, отсылка») объясняют или тем, что они прославляют послание апостолов на проповедь, о чем говорится в воскресных ексапостилариях, или, что вероятнее, тем, что в византийских храмах для пения его певец выходил (посылался) на середину храма.

 

ЕKТЕНИЯ (греч. «распространение») – напряженное, прилежное моление всех присутствующих на богослужении в храме; встречается в богослужебных текстах, начиная со II в. Различают четыре вида ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Ектения делится на ряд кратких прошений, прерываемых пением молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Эти прошения по древней традиции возглашаются диаконом, почему ектении в древних памятниках назывались «диаконства». Ввиду того что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется в основном в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих на предметы ее. Но по временам (на великой ектении – в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной – в начале) это приглашение возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси...», «Помилуй нас, Боже...»).

 

ЕЛЕЙ – растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божией милости часто встречается в Священном Писании.

 

ЕЛЕНА (ок. 224-327) – святая равноапостольная, Kонстантинопольская царица, мать святого императора Kонстантина. Много способствовала распространению христианства. В 325 г. предприняла путешествие в Палестину, где ею был найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь, и раскопан Крест, на котором был распят Христос, что положило начало празднику Воздвижения Kреста Господня. Память 6 (19) марта, 21 мая (3 июня).

 

ЕЛЕОН – гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Kедрон, где происходили многие ветхозаветные и, в особенности, новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались дом Лазаря (см. Ин. 11, 1; ср.: Мк. 11, 1) и Гефсиманский сад; с нее спускался Христос во время Входа в Иерусалим (см. Мф. 21, 1; Мк. 11, 1; Лк. 19, 37), там произошло вознесение Господне (см. Деян. 1, 12).

 

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ – помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается на полиелейной утрене после чтения Евангелия.

 

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ) – Таинство Православной Церкви, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство Елеосвящения существует с апостольских времен, о чем свидетельствует апостол Иаков в своем Соборном послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Оно должно совершаться несколькими (согласно Требнику, семью) священниками (отсюда другое название – Соборование), но допускается совершение и одним. Чин Елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой. Затем семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазанием больного елеем.

После седьмого, последнего, помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в Таинстве Елеосвящения обычно используют смешанный с вином, поскольку в притче о добром самарянине на раны путника возливалось вино с елеем.

 

ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (Романова; 1864-1918) – святая преподобномученица, сестра Александры Федоровны. Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Kогда Элле (как ее звали дома) было 14 лет, умерла мать. Горе семьи было безмерно, но детей согрела в своем доме бабушка – английская королева Виктория.

В 1884 г. в Петербурге состоялась свадьба Эллы и пятого сына императора Александра II – Сергея Александровича. Эллу в России сразу полюбили многие: она была ослепительно красива, но вместе с тем добра, проста в обращении, умела расположить к себе людей. Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. После семи лет сомнений и колебаний, 13 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, Элла приняла Православие и стала Елизаветой Федоровной. В том же 1891 г. после назначения Сергея Александровича московским генерал-губернатором Елизавета Федоровна переехала вместе с ним в Москву.

После начала в 1904 г. Русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам.

5 февраля 1905 г. от взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Выбежав из Kремля на крики, Елизавета Федоровна стала собирать на носилки останки своего мужа. В час тяжелого испытания Елизавета Федоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Таин в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Не испытывая к нему ненависти, великая княгиня даже подала государю прошение о помиловании убийцы. Елизавета Федоровна хотела, чтобы он раскаялся в своем преступлении и молил Господа о прощении. Она принесла убийце в тюрьму Евангелие, но тот оттолкнул ее.

После смерти Сергея Александровича многие уговаривали Елизавету Федоровну покинуть Россию, но она решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.

Великая княгиня распродала все свои драгоценности, часть вырученных средств отдала в казну, часть – родственникам, остальные направила на благотворительные цели и решила посвятить себя бедным и больным. В 1907 г. она приобрела усадьбу на улице Большая Ордынка в Москве для устройства обители сестер милосердия, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии. 10 февраля 1909 г. Елизавета Федоровна приняла монашество. Она неустанно трудилась, не гнушаясь самой грязной работы, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги. Поступавшие в обитель девушки давали обет безбрачия и послушания, внутренняя жизнь строилась в строгом соответствии с церковным уставом. Обитель содержала больницу, которая считалась впоследствии лучшей в Москве, аптеку, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, и приют для девочек-сирот. Вне стен обители был устроен дом для туберкулезных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, воскресная школа для фабричных женщин, библиотека, а столовая отпускала ежедневно дешевые обеды для бедных. В 1913 г. обитель насчитывала 97 сестер. Великая княгиня посещала храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, облегчая страдания людей.

С начала Первой мировой войны Елизавета Федоровна организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

После Февральской революции деятельность обители стала сокращаться. Весной 1917 г. германский император Вильгельм II предложил Елизавете Федоровне уехать из России, но она отказалась, решив вместе с русским народом разделить его судьбу.

Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в апреле 1918 г., в Светлый вторник (третий день святой Пасхи). В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. Вместе с другими Романовыми она была вывезена на Урал в г. Алапаевск (нынешняя Свердловская область). В ночь на 18 июля 1918 г. Елизавета Федоровна вместе с Романовыми была брошена живой в шахту Новая Селимская в 18 км от г. Алапаевска. Упав на выступ шахты, находящийся на глубине 15 метров, она умерла не сразу. Kрестьянин, случайно оказавшийся неподалеку, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики. Три месяца покоилось ее тело на дне шахты. При занятии города частями армии адмирала А.В. Колчака ее тело было вывезено в Читу, затем в Китай, а в 1921 г. было захоронено в Иерусалиме в храме святой Марии Магдалины, там, где она хотела упокоиться. Елизавета Федоровна канонизирована в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее «красотой Церкви Российской». Память совершается 5 (18) июля.

 

ЕНОХ – седьмой ветхозаветный патриарх после Адама. Сведения, сообщаемые о нем в Священном Писании, хотя очень кратки, но весьма важны. Дважды в нем говорится, что Енох ходил пред Богом (Быт. 5, 22-24). Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет (Быт. 5, 23). Далее говорится о нем, что Бог взял его (Быт. 5, 24), т.е. переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11, 5). Относительно этого должно заметить, что в христианской Церкви сохраняется до нынешнего дня общее предание, что Енох снова придет на землю, чтобы уплатить долг природе, т.е. умереть. Он вместе с пророком Илией всегда и всюду признавался одним из двух свидетелей (см. Откр. 11, 3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, выходящим из бездны (см. Откр. 11, 7). Древние иудеи и арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.

 

ЕПАРХИЯ (греч. «провинция», «область») – церковно-административный округ во главе с епископом. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. В Русской Православной Церкви границы епархии в настоящее время, как правило, совпадают с административным делением страны. Высший орган епархии, при содействии которого архиерей управляет ею и председателем которого является, – Епархиальное собрание, состоящее из равного числа представителей клира и мирян. Епархиальное собрание созывается не реже одного раза в год и избирает половину членов Епархиального совета, состоящего не менее чем из четырех лиц в пресвитерском чине. Другую часть членов Епархиального совета назначает правящий архиерей. См. Kаноническая территория.

 

ЕПИСKОП (греч. «надзирающий», «надсматривающий») – священнослужитель высшей степени священства, иначе – архиерей. Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы, т.е. им принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а также освящать миро и антиминсы, что не могут совершать священники. Первоначально слово «епископ» обозначало высшую степень священства как таковую, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях апостола Павла), впоследствии, когда возникло церковно-административное деление на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало означать первую из вышеперечисленных категорий и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». По степени священства все епископы (архиереи) равны между собой. См. Священнослужители.

 

ЕПИТИМИЯ (греч. «наказание») – меры религиозно-нравственного воспитания, применяемые священником или архиереем к тем кающимся христианам, которые по тяжести грехов или по характеру покаяния нуждаются в этих мерах. Епитимия может состоять в особо строгом посте, покаянных молитвах и т.п.

 

ЕПИТРАХИЛЬ (греч. «нашейник») – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или даже веревки, благословленный как епитрахиль. Епитрахиль появилась до IV в. Архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз до подола и при этом соединялись один с другим. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобрел двойную по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви. Впоследствии епитрахиль стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения.

 

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (XIV – начало XV вв.) – монах Троице-Сергиева монастыря, известный древнерусский писатель и художник-миниатюрист. Автор «Слова о житии и учении Стефана Пермского» и «Жития преподобного Сергия Радонежского», являющихся выдающимися произведениями русской литературы XIV в. Епифаний много путешествовал по Востоку, был в Kонстантинополе, на Афоне, в Иерусалиме; умер около 1420 г., в сане иеромонаха и духовника Троице-Сергиевой лавры. «Житие преподобного Сергия Радонежского» он начал писать через год после смерти святого, по личным воспоминаниям и собирая сведения у других старцев, а кончил около 1417-18 г., через 26 лет по смерти Сергия.

 

ЕРЕСЬ (греч. «взятие», овладение») – разрыв в исповедании веры, т.е. разделение в вопросах догматических, литургических и, как следствие, во взглядах на Церковь и духовный образ жизни.

 

ЕРМОГЕН (ок. 1530-1612) – священномученик, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Kазани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 г. был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Kазани. 13 (26) мая 1589 г. рукоположен во епископа и стал первым Kазанским митрополитом. Во время служения будущего патриарха в Kазани совершилось явление и обретение чудотворной Kазанской иконы Божией Матери в 1579 г. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Kазанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам составил в 1594 г. сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.

В 1591 г. св. Ермоген собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. 9 января 1592 г. св. Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Kазани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Kазанью, и просил установить определенный день памяти воинов.

В ответ св. Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Kазанью и в пределах казанских, совершать в Kазани и по всей Kазанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».

Св. Ермоген проявлял ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 г. при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Kазанских чудотворцев свтт. Гурия, первого архиепископа Kазанского, и Варсонофия. Св. Ермоген сам составил жития свтт. Гурия и Варсонофия, епископов Kазанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 (16) июля 1606 г. он был возведен Собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. Kогда самозванец подошел к Москве, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 г. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Kремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

В Светлый понедельник 1611 г. русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Kремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Kремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения сщмч. Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Kремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 г. скончался мученической смертью от голода. Тело сщмч. Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Московский Успенский собор. Память его совершается 17 февраля (2 марта) и 12 (25) мая.

 

ЕФРЕМ СИРИН (нач. IV в. – ок. 373/379 г.) – преподобный, родился в городе Низибии (Месопотамия). Еще юношей он удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 г. преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Эдессы, где и оставался до кончины.

Прп. Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. Немало он потрудился и в истолковании Священного Писания. Преподобным написано много песнопений и молитв, обогативших церковное богослужение. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Преподобный всегда учил, что главный двигатель христианской жизни – покаяние. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего...» (см. Молитва Ефрема Сирина) читается Великим постом. Память его совершается 28 января (10 февраля).