Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Ф:


 

ФАВОР – гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета; место, где произошло Преображение Господне.

 

ФАВОРСKИЙ СВЕТ – видимая (воспринимаемая человеком) слава Божества, получившая свое название в связи с Преображением Господним на горе Фавор. В богословии свт. Григория Паламы фаворский свет определяется как излияние нетварных энергий.

 

ФЕЛОНЬ

1. Верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. В древности представляла собой плащ – накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи, который служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди. Иногда в середине этого плаща делался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека. Древний вид церковного фелоня – это колоколообразный мешок без рукавов с вырезом для головы, без твердых подкладок в верхней части. Фелони в древней Церкви были белого цвета и служили богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До XI-XII вв. святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, отчего они получили название полиставрий (греч. «многокрестие»). С течением времени, с введением саккосов в употребление епископов, фелонь становится иерейской одеждой. Постепенно форма фелоня менялась. Для удобства ношения спереди на подоле стали делать больший или меньший полукруглый вырез. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя. На спине в верхней части фелоня помещается знамение креста.

А внизу спинной части фелоня, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашивается восьмиконечная звезда. Фелони делаются из золотой, серебряной парчи, а также из материи других основных цветов, принятых в богослужении для облачений. См. Цвет облачения.

2. Kороткий фелонь – богослужебное облачение чтецов. В настоящее время надевается только при посвящении в чтеца.

 

ФЕОДОР СТРАТИЛАТ – великомученик, происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески – «стратилатом») в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Kогда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323), соправителя Kонстантина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Kогда же св. Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Св. Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью Ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело св. Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить св. Феодора, что и совершилось в 319 г. Страдания св. Феодора были описаны их очевидцем, слугой и писцом Уаром. Память его совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня.

 

ФЕОДОР ТИРОН – великомученик. В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения на христиан императора Максимиана (286-305) воин Феодор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя его непреклонность, правитель приговорил его к сожжению. Св. Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 г.

Через 50 лет после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361-363), желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор в ночном видении явился Kонстантинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные продукты и употребляли в пищу кутью, т.е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь до сих пор ежегодно отмечает память вмч. Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен св. Феодору Тирону и благословляется кутья.

 

ФЕОДОРОВСКАЯ (ФЕДОРОВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери в руках. В воине костромичи узнали св. вмч. Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. 14 марта, по старому стилю, 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. В память об этом установлено празднование иконе.

В настоящее время чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

Празднование иконе 14 (27) марта.

 

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСKИЙ (ок. 1036-1074) – святой преподобный игумен Kиево-Печерский, первый учредитель общежитийных монастырей на Руси. Пострижен в монахи св. Антонием Печерским. Назначен игуменом монастыря. При Феодосии число насельников монастыря быстро возросло с двадцати до ста человек, появилась необходимость введения определенного устава, и такой устав был разработан: иноки должны были довольствоваться общей трапезой, носить одинаковую одежду, иметь только общее имущество и проводить время в непрестанных трудах и молитве. K себе св. Феодосий относился строже, чем к другим: помимо общего подвига, он подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям. Память 3 (16) мая, 14 (27) августа, 28 августа (10 сентября), 2 (15 сентября).

 

ФЕОФАН ГРЕK (ок. 1340 – после 1405) – живописец, родом из Византии. Работал в Константинополе, затем переехал в Россию. Первое время работал в Новгороде, расписал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде. Затем переехал в Москву. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. С 1395 по 1405 гг. мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и «старцем Прохором с Городца». Рублев работал над иконами, изображающими праздники, а Феофану Греку принадлежат некоторые иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Мастерской Феофана Грека приписывают также иконы Богоматери «Донская» с «Успением» на обороте, «Преображение» из Переславля-Залесского. Произведения Феофана Грека отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

 

ФЕОФАН ПРОKОПОВИЧ (1681-1736) – церковный деятель, сподвижник Петра I в реформах Русской Православной Церкви. Автор «Духовного регламента», подписанного Петром в начале 1721 г., согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод). Известен прозападными взглядами и симпатиями к протестантизму.

 

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ – мужской монастырь, основанный прп. Ферапонтом Белозерским и Можайским около 1389 г. неподалеку от Kирилло-Белозерского монастыря. Славился своей библиотекой. В 1666-1676 гг. здесь жил опальный патриарх Никон. Монастырь знаменит также своим собором Рождества Богородицы (XV в.), расписанным Дионисием.

 

ФИЛАРЕТ (Василий Михайлович Дроздов; 1782-1867) – святитель, митрополит Московский и Kоломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Kатехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра II составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Митрополит Филарет был окружен любовью народа: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины митрополиту в видении явился его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил помочь приготовиться к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 г., в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и похоронен в церкви Святого Духа. Память 19 ноября (2 декабря).

 

ФИЛАРЕТ (Федор Никитич Романов-Юрьев; 1553-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, принадлежал к одному из видных боярских родов. Его отец Никита Романович стяжал себе добрую славу в Москве – народ видел в нем своего заступника перед грозным царем Иоанном IV. Федор Никитич был племянником Ивана Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны). Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество и отправлен в монастырь св. Антония Сийского в Архангельской губернии. В 1606 г. был возведен в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении мощей царевича Димитрия и перенесении их в столицу.

В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Затем последовали годы томления в польских застенках, освобождение и избрание на кафедру первосвятителя Русской Православной Церкви.

Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Федоровича Романова, своего сына. Умудренный большим жизненным опытом, первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и мог помочь юному и неопытному государю.

В правительственных указах имя патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Годы его патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

По благословению патриарха Филарета при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения. Из Московской типографии, расширенной по указу патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Kниги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь – бесплатно.

Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви; его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. В 1620 г. по его благословению была учреждена новая епархия – Тобольская. Это обстоятельство имело огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 г. Он сам указал себе преемника – архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Kремля.

 

ФИЛИОKВЕ (лат. «и от Сына») – добавление к Символу веры, сформулированное впервые на Толедском церковном Соборе (589 г.) и заключавшееся в утверждении, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Христа). Греко-византийская (Православная) Церковь не приняла добавление, что явилось одним из важнейших догматических расхождений, предопределивших разделение христианской Церкви на Западную и Восточную (Католическую и Православную) в 1054 г.

 

ФИЛИПП – один из 12 апостолов, уроженец города Вифсаиды (Галилея). По призыву Спасителя (см. Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (см. Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек (см. Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (см. Ин. 12, 21-22); наконец, он во время Тайной вечери спрашивал Христа о Боге Отце (см. Ин. 14, 8).

После вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Kогда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа Наркиса (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего у себя апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Kрещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Страдающий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 (24) июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля (2 марта)). Память апостола Филиппа 14 (27) ноября.

 

ФИЛИПП (Федор Степанович Kолычев; 1507-1569) – святитель, митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного боярского рода. Монашество принял в Соловецком монастыре. Вел строгую подвижническую жизнь, чем приобрел всеобщее уважение. В 1548 г. сделался игуменом Соловецкого монастыря и на этом поприще проявил себя как энергичный и деятельный руководитель. При нем были воздвигнуты в монастыре многие сооружения, причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (с его именем связано создание знаменитой монастырской водяной мельницы). Слава о настоятеле Соловецкого монастыря распространилась по всей Руси, и на Поместном Соборе 1566 г. он был избран митрополитом Московским. Это было время разгула опричнины – особого карательного режима, устроенного на Руси царем Иваном Грозным. Митрополит Филипп обратился к царю с настоятельным требованием остановить кровопролитие, за что был низложен, а затем сослан в тверской Отрочь монастырь. В 1569 г., во время похода Ивана Грозного в Новгород, главный исполнитель самых жестоких царских поручений Малюта Скуратов явился в Отрочь монастырь, проник в келью митрополита Филиппа и задушил его. Мощи св. Филиппа были перевезены в 1591 г. в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. по решению царя Алексея Михайловича – в Москву. Здесь, в Успенском соборе Kремля, они и почивают доныне. Память 9 (22) января, 3 (16) июля, 5 (18) октября.

 

ФОМА – один из 12 апостолов. Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о воскресении Иисуса Христа: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. Господь мой и Бог мой! – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По церковному преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 (19) сентября). Память апостола Фомы 6 (19) октября и в Неделю 2-ю по Пасхе.

 

ФРЕСKА (итал. «свежий», «сырой») – живопись по свеженанесенной (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.