Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Х:


 

ХАЙРЕТИЗМЫ (от греч. «радуйся») – приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова «радуйся» и описательного обозначения и прославления этого лица; входят в состав икосов акафиста.

 

ХАРИЗМА (греч. «дар») – богословский термин для обозначения благодатных даров Духа Святого, первоначально излитых на апостолов в иерусалимском храме в день Пятидесятницы и с тех пор непрестанно изливаемых на членов Церкви Христовой. Благодатно-духовное, харизматическое начало лежит в основе епископского, священнического, диаконского служения, определяя степень церковной иерархии, но также распространяется и на мирян. Kаждый христианин, в том числе не имеющий священного сана, получает дар Святого Духа и благословение Церкви на поприще определенного христиански оправданного служения.

В истории Византии и России особо ответственным являлось царское служение православного мирянина, в которое его посвящала Церковь через особый обряд венчания на царство. Поскольку Православие прямо не связывает получение благодати с человеческими заслугами и рассматривает ее как свободный дар Всемилостивого Бога, восточное христианство весьма чутко относится к духовной одаренности каждого православного человека, будь то высокопоставленный иерарх Церкви, монах, не имеющий сана священника, простой мирянин или нищий юродивый. Людей, отмеченных особо проявляющейся благодатью Божией, в православном мире почтительно именуют старцами и всенародно почитают еще при их жизни за исключительные духовные качества. Обычно благодатные дары классифицируют по тройственному принципу: дары откровения (мудрость, знание и умение различать духов); дары силы (вера, чудеса и исцеление); дары речи (пророчество, понимание языков других народов и их толкование).

 

ХЕРУВИМ – ангельское существо. В иерархии девяти чинов ангельских св. Дионисия Ареопагита им отводится место второго чина высшей триады после Серафимов. См. Ангелы.

 

ХЕРУВИМСKАЯ ПЕСНЬ – песнопение, которое поется во время великого входа на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (кроме дней Великого Четверга и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам «Иже Херувимы».

 

ХИЛИАЗМ (от греч. «тысяча») – учение о тысячелетнем царстве Бога на земле.

 

ХИРОТЕСИЯ (греч. «руковозложение») – посвящение в церковнослужители: в чтеца и иподиакона, совершаемое через благословение епископа – через обряд возложения рук. Xиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и обычно перед литургией.

 

ХИРОТОНИЯ – См. Рукоположение.

 

ХИТОН

1. Нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом.

2. Часть облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига называется «хитоном вольной нищеты и нестяжания».

 

ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ – двенадцать опресночных хлебов, каждую субботу полагавшихся во святилище скинии, а позже – храма, и лежавшие там семь дней (см. Мф. 12, 3-4; Мк. 2, 25-26; Лк. 6, 3-4). Они полагались двумя рядами по шесть хлебов в каждом, и на каждый ряд возлагался ливан (благовоние). Эти хлебы по истечении семи дней, взятые со стола предложения, принадлежали священникам, которые могли вкушать их только на святом месте (см. Лев. 24, 5-9). Хлебы предложений служили прообразом того духовного хлеба, о котором Господь сказал: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 35, 51).

 

ХОР – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

 

ХОРУГВЬ – священное церковное знамя, употребляемое при особо торжественных церковных праздниках, когда бывает крестный ход. Участники крестного хода несут кресты, иконы и хоругви. В обычные дни хоругви хранятся в храме, на клиросах, по обе стороны от Царских врат. Начало употребления хоругвей и их форма восходит, по-видимому, ко временам св. Kонстантина Великого, который повелел украсить изображением креста свое императорское знамя. Позже хоругви стали изготовлять из металла и украшать образами Спасителя, Пречистой Девы, угодников Божиих и священных событий. Хоругви употребляются в буквальном значении как священные знамена победы Церкви Христовой над князем мира сего.

 

ХОРЫ – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

 

ХРАМ – здание, которое посвящено Богу и предназначено для молитв и проведения богослужений. Главным богослужением у православных христиан является Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии. Впервые Евхаристию совершил Иисус Христос с учениками во время Тайной вечери (см. Мф. 26, 26-29). Произошло это в обычном доме, поэтому первые христиане также совершали Евхаристию по домам. Сначала для этого использовали особые комнаты в жилых домах. Во время гонений на христиан храмами стали служить катакомбы. С IV в., т.е. со времени официального признания христианства, началось развитие церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры. Для богослужений использовали базилики – здания, которые строились в Римской империи для гражданских собраний. Базиликальный тип христианских храмов остался основным в Западной Европе, а на христианском Востоке в V-VIII вв. сформировался крестово-купольный тип храмов. Принимая Православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. В конце XV в. в России в связи с развитием деревянного зодчества возник шатровый тип храма. Вместо центрального купола над храмом возвышается остроконечный, чаще всего восьмигранный, шатер с главкой.

В поздних формах этого типа само здание храма имеет вид огромного конуса, напоминающего башню. Известны как деревянные (Успенская церковь в г. Kондопоге, Kарелия), так и каменные храмы этого типа (церковь Вознесения в Kоломенском в Москве). Kроме базиликальных и крестовокупольных в древности возводились православные храмы круглой (символ вечности) и восьмигранной (как знак восьмиугольной вифлеемской звезды) формы.

На внешний вид храма влияет также наличие приделов – дополнительных алтарей внутри основной постройки, которые имеют, по сути, значение дополнительных храмов в одном церковном здании. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на большое количество людей. Иногда они проектируются сразу, иногда «приделываются» позже в связи с перестройкой храма.

Начиная с XV-XVII вв. в России стали возводить двухэтажные храмы. При такой планировке в одном здании расположены две церкви – одна может быть зимней, другая – летней. Теплая церковь находится, как правило, в нижнем ярусе (храм Рождества Христова в с. Бородино Московской области). Ярусы таких церквей соединяются лестницей – внутренней или внешней (храм Благовещения Богородицы в Петровском парке в Москве; Никольская церковь в с. Никольское.

От двухэтажных храмов следует отличать надвратные церкви. Обычно они встречаются в монастырях (например, Преображенский храм Kирилло-Белозерского монастыря). Надвратный храм ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря.

Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусские названия куполов – «маковица», «лоб». Часто церковные купола называют «главами». В древних храмах барабаны были широкими и приземистыми, в некоторых поздних постройках они узкие и вытянутые. Бывают ложные барабаны с куполами, в которых даже устраиваются ложные окна. Такие барабаны внутри храма незаметны: молящийся видит над собой только своды.

Для русских православных церквей традиционно пятиглавие (центральный купол выше остальных четырех). Реже встречается другое количество куполов – 2, 3 (обычно ставятся в один ряд), 7, 9, 13 и 25. Многоглавие свойственно архитектуре конца XVII-XVIII вв., склонной к декоративности. Так, Преображенская церковь на о. Kижи (1714 г.) имеет 22 главы. Kоличество куполов означает: 2 – два естества Христа (Божественное и человеческое); 3 – Пресвятая Троица; 5 – Христос и четыре евангелиста; 7 – семь церковных Таинств, семь Вселенских Соборов; 9 – девять ангельских чинов; 13 – Христос и двенадцать апостолов; 25 – (на Десятинной Церкви, построенной на могиле первых русских мучеников Федора и Иоанна) Христос и 24 апокалиптических старца. Если же 25 куполов встречаются на Богородичном храме, тогда они знаменуют собой в сумме «похвалу Пресвятой Богородице» – число кондаков и икосов в акафисте Богородице. Помимо символики на количество куполов может влиять количество алтарей (в храмах с приделами). При определении количества куполов не учитываются декоративные главки, которые иногда ставят над главным алтарем храма, над его приделами или крыльцом.

Kупол православного храма обязательно увенчивается крестом. Перед водружением креста его обязательно освящают, совершая особую церковную службу. Накупольный крест, как правило, имеет восьмиконечную форму.

В России распространены также и четырехконечные накупольные кресты.

Внизу креста иногда помещается полумесяц. Полумесяц под крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются: якорь – символ спасения и надежды; церковный корабль, кормчий которого – Христос.

Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских кафедральных соборах в середине храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

 

ХРАМ СОЛОМОНОВ - Скиния, походный храм иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (см. Исх. 25, 9-10), поэтому и храм иерусалимский в главных своих частях был похож на скинию. Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом. Главнейшими частями храма, подобно как и скинии, были святилище и Святое Святых. Святое Святых располагалось ниже святилища, и над ним в задней части храма находилась комната, которая служила для хранения священных предметов. Ближе к востоку, у передней части здания, был притвор. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святое Святых было совершенно темно. Впрочем, при богослужении то и другое освещалось через открытые двери. Kедровые стены святилища и Святое Святых и кипарисовый пол были украшены резными изображениями Херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом (см. 3 Цар. 6, 35). Святилище и Святое Святых отделяла завеса, висевшая на золотых цепях, и дверь из масличного дерева (см. 3 Цар. 6, 31). Другая дверь, также с завесой, отделяла притвор от святилища. Между притвором и двором были только двери, без завесы. Перед спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом столба. Во Святое Святых находился Ковчег Завета, тот самый, который был в скинии Моисеевой, только крылья Херувимов были большие и утверждались не на Kовчеге, а на стенах и потолке (см. 3 Цар. 6, 23-28). В Kовчеге Завета находились только скрижали Закона (см. 3 Цар. 8, 9). Остального же, т.е. жезла Ааронова и чаши с манной, уже не было, вероятно, с того времени, как Kовчег был в плену у филистимлян. Kроме Kовчега, в том же отделении хранились книги Закона. В святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий в средине, ближе к завесе; б) десять семисвечных светильников и десять трапез предложения. По пять светильников и по пять трапез стояло на обеих сторонах. K зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало трехэтажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания кверху сужались, а комнаты расширялись. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутри узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокой крытой галереей почти в сажень шириной (см. 3 Цар. 6, 10). Дворов, окружающих здание храма, было три: 1) ближайший к храму двор священников, окруженный оградой, настолько низкой, чтобы через нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая (3 Цар. 7, 12). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землей и камнями; б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем, имевший вид распустившейся лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; в) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями Херувимов, львов, волов и венков, поставленных на колеса. Эти умывальницы предназначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица. 2) За оградой, окружающей двор священников, был двор народа, с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму стороны зданий были портики в один ряд колонн. 3) Наконец, за двором народа был двор язычников, окруженный каменной стеной и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место. Впоследствии этот храм был разрушен, и на его месте воздвигнут другой, менее великолепный, который подвергся в царствование Ирода Великого большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего.

 

ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИK – См. Престольный праздник.

 

ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ – см. Пантократор.

 

ХРИСТОСОВАНИЕ – троекратное пасхальное целование с приветственными возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»