Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Э:


 

ЭДЕМ (евр. «блаженство») – местопребывание первого человека до грехопадения. См. Рай.

 

ЭKЗАРХ (греч. «правитель») – архиерей, управляющий крупной церковной областью – экзархатом, как правило лежащей за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская Православная Церковь имеет экзархаты в Белоруссии, Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.

 

ЭKЗАРХАТ – См. Kаноническая территория.

 

ЭKЗЕГЕТИKА (от греч. «истолковываю») – богословская дисциплина, занимающаяся толкованием священных текстов, прежде всего Библии. В Православии экзегетика тесно связана с принципами мистического богословия, традиционности и соборности, которые предполагают духовно-символическое понимание Священного Писания сквозь призму живого опыта Церкви, воплощенного в Священном Предании. Православная экзегетика использует следующие методы: буквально исторический, символико-аллегорический, тропологический (прообразовательный) и историко-филологический. Принципы экзегетики заложены уже в Священном Писании. Так, в Новом Завете содержатся символические истолкования ветхозаветных пророчеств, апостольские послания истолковывают и комментируют различные высказывания Христа, приводимые в Евангелиях. Следующую ступень экзегетики по отношению к Библии представляют собой сочинения отцов Церкви. Существенно ограничивая возможность индивидуальных теоретических построений, в раскрытии полноты смысла текста экзегетика стремится сохранить откровение первоначальной Божественной истины.

 

ЭKKЛЕЗИОЛОГИЯ (от греч. «учение о Церкви») – раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения Церкви Христовой.

 

ЭЛОГИМ (Елогим, ЭЛОХИМ) – одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другими наименованиями Божества – Иегова, Адонай и т.д. По своей этимологии это – множественное число слова Элоах или Эл, общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, например, Ил, Илу).

В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от Иегова, в основе которого лежит понятие безличного бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в первой главе Библии, где говорится о сотворении мира. Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола «бара» (дословно: «Боги сотворил»).

В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. Очевидно, здесь надо видеть указание на троичность Лиц в едином Божестве. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим – небо, небеса), можно и в Элогиме усматривать смысл величия и беспредельности.

 

ЭММАНУИЛ (ЕММАНУИЛ) (евр. «с нами Бог»), Спас Эммануил – иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившимся в Рождестве Христовом (см. Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока – как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др. Спас Эммануил – образ Христа в возрасте двенадцати лет. Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник (Лк. 2, 42). У Исаии, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

 

ЭНKОЛПИОН (НАПЕРСНИK) – См. Нанедренник.

 

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. «учение о конце земного мира») – комплекс воззрений на окончание земной истории, последние судьбы мира и человека. Так как христианское вероучение предполагает не уничтожение, но преображение и спасение тварной реальности, то эсхатология учит не столько о конце падшего мира, сколько об исполнении изначального замысла Бога, о всеобщем воскресении и соединении твари с Творцом. В результате исчезнет различие между миром небесным и земным. В небо вознесется все, предназначенное к вечной жизни, а все недостойное ее исчезнет из состава мироздания. Мы не имеем ясного представления о возможном состоянии людей, которое явится результатом соединения земного и небесного миров, но, согласно учению Церкви, это состояние должно оказаться в зависимости от отношения к Христу. В частности, разница между праведностью неверующих или нехристиан и праведностью, достигнутой посредством общения в Евхаристии с самим Существом Спасителя, обнаружится после Страшного суда и окажется главным фактором дальнейшего бытия личности. По учению святых отцов, эсхатологическое преображение мира призвано открыть его духовное существо, спрятанное до поры под покровом реальности, и привести возрожденное человечество к уяснению истинной основы жизни в Божественном свете. Но для неверующей души это уже будет не сознание Бога, свободно осуществляющееся в согласии с благодатью, но сознание, принудительно возникшее помимо воли личности, а потому способное причинить мучительные страдания.