Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Л:


 

ЛАВРА (греч. «многолюдное место») – название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Kиево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

 

ЛАВРЕНТИЙ – монах, переписчик летописи 1305 г., названной по его имени Лаврентьевской.

 

ЛАДАН (вероятно, искаженное производное от названия страны Ливан) – душистая древесная смола, собираемая с деревьев и кустарников в восточных странах, изначально с ливанского кедра, что, вероятно, дало название одному из ароматов – ливан, которое в русском языке превратилось в слово ладан. Ладан используется при богослужении – он возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках.

 

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ (I в.) – святой. Друг Христов, брат Марфы и Марии, дом которых в Вифании был любимым местом отдохновения Христа. При стечении народа был воскрешен Христом на четвертый день после смерти, прожил еще тридцать лет, служил епископом на острове Kипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. От имени Лазарь произошло слово «лазарет». Память 17 (30) октября и в Лазареву субботу, перед Вербным Воскресеньем.

 

ЛАМПАДА (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Пламя лампады означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу.

 

ЛАХАНЬ (ЛОХАНЬ) – сосуд для умывания рук священнослужителя перед началом литургии.

 

ЛЕВKАС (греч. «белый») – в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размешенный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску, после высыхания шлифуется.

 

ЛЕСТВИЦА (слав. «лестница») –

1. Kнига прп. Иоанна Лествичника, в которой путь духовного совершенствования представлен в виде лестницы добродетелей. В книге изображен путь постепенного восхождения человека к нравственному совершенству. И этот путь показывает, что достижение спасения требует от человека труда, терпения, самоотвержения и усиленных подвигов.

Лествица христианского совершенствования состоит из 30 ступеней, или подвигов. Начиная с отвержения мира и борьбы со страстями, она ведет к чистоте через очищение от пороков и греховных навыков, восстанавливает в человеке образ Божий и действием благодати усыновляет его Богу.

На протяжении веков «Лествица» прп. Иоанна остается настольной книгой монахов и благочестивых мирян, стремящихся к спасению души.

2. Распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, иначе называемый лестовкой. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли и имеющую 109 «ступеней», разделенных на неравные группы: 100 простых ступеней, 3 ступени в начале, 3 в конце и 3 «великих» ступени в середине, которые вместе означают 9 чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли до первой «великой» ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой «великой» ступени по вторую включительно – следующие 38 ступеней означают 38 недель, которые Богородица носила Христа во чреве, с двумя же большими ступенями с обеих сторон они образуют 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей «великой» ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей «великой» ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных лапостка (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Треугольник лапостка – символ Святой Троицы; число же лапостков означает число евангелистов, обшивка лапостка – евангельское учение. Лестовка замкнута в кольцо в знак непрестанной молитвы и при этом знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Таким образом, устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от «земли» к «небу», на каждую ступеньку совершая молитву Иисусову. У старообрядцев сохранился обычай класть лестовку покойного в его гроб.

 

ЛЖИЦА – небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки. Служит для причащения мирян и церковнослужителей. Так же, как все священные сосуды, делается из драгоценных металлов или металлов, не дающих окиси. См. Священные сосуды.

 

ЛИKИ (ХОРЫ) – так называются певцы в церкви, которые изображают собой лики Ангелов, воспевающих хвалу Богу.

 

ЛИТИЯ (греч. «усердное моление») –

1. Часть всенощного бдения накануне праздников в православном церковном богослужении. Свое начало она получила от молебствий по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И в настоящее время в некоторых случаях лития совершается вне храма и соединяется с молебным пением и крестным ходом. В литийном молении соединяется вся Церковь, поэтому изначально лития совершалась в притворе, для того чтобы кающиеся христиане могли принять участие в общем молении. Основные составные части литии: священник в епитрахили, скуфье или камилавке и диакон с кадильницей, поклонившись святому престолу, выходят из алтаря северной дверью в притвор и становятся лицом к алтарю. Диакон в это время совершает каждение храма и молящихся, хор поет стихиры на литии из Минеи или Триоди. При соборном служении все служащие в епитрахилях выходят северной и южной дверями из алтаря. Далее идут ектении о нуждах молящихся с пением хором «Господи, помилуй». На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Чин совершается на середине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.

2. Краткое заупокойное богослужение, которое совершается при выносе умершего из дома и по желанию родных при церковном поминовении умершего.

 

ЛИТУРГИАРИЙ – См. Служебник.

 

ЛИТУРГИKА – название богословской дисциплины, имеющей своим предметом изучения христианское церковное богослужение, где главное место занимает литургия.

 

ЛИТУРГИЯ (греч. «общее дело»), БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ – важнейшее христианское богослужение, на котором не только возносятся молитвы и песнопения к Богу, но и приносится Ему, под видом хлеба и вина, таинственная бескровная жертва Тела и Kрови Христовых за спасение всех людей – живых и умерших. Для теснейшего соединения с Господом Спасителем и достижения через это вечной жизни (см. Ин. 6, 53-54) Тело и Kровь Христовы предлагаются на литургии верующим для вкушения. Отсюда таинственная бескровная жертва называется «Таинством Причащения». А так как жертва эта соединяется с благодарственным воспоминанием неизреченной любви Господа к роду человеческому, то она называется еще «Евхаристией», или «Благодарением». Часто литургию попросту называют «Обедней». Обедня – народное название. Называется она так потому, что во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза, Тело и Kровь Господа нашего Иисуса Христа, и совершается она всегда перед обедом.

Слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело». В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось литургией. А само Таинство Причащения – «вечерей», «вечерей любви», «вечерей Господней» и «таинственной вечерей», а иногда «трапезой» и «преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил со Своими учениками перед Своими страданиями (см. Мф. 26, 20-30; Мк. 14, 17-26; Лк. 22, 14-39). «Вечерей любви» Таинство Причащения называлось еще и потому, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т.е. ужин для всех, на который состоятельные христиане, движимые христианской любовью, приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.

С IV в. словом «литургия» стали называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается Таинство Причащения.

Божественная литургия совершается в воспоминание всей земной жизни Спасителя. В последовательном порядке евангельских событий на Божественной литургии вспоминаются: рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, Его торжественное явление миру, учение, чудеса, установление Им Таинства Причащения, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо.

Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной вечери накануне Его страданий и смерти на Kресте во искупление всего человечества: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Kровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; ср. 1 Kор. 11, 24-25). Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Kровью, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это Таинство в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Приступающие к евхаристической трапезе возвещают смерть Христа и становятся участниками Его жертвы. Через общение в святом причащении все православные христиане соединяются во едино Тело Христово, становятся сынами Божьими, достойными вечной блаженной жизни.

Современный чин Божественной литургии сложился не сразу. При апостолах совершение Евхаристии сопровождалось чтением Слова Божия, пением священных песнопений, поучениями и молитвами. Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для литургии и на все дальнейшие времена. Но самый чин Божественной литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был записан, а передавался через устное предание, – из предосторожности, чтобы язычники не узнали тайн христианского богослужения. Письменное изложение переданной от апостолов литургии началось лишь не ранее III в. Вследствие этого в разных Церквах невольно являлись некоторые разности в чине литургии, хотя основные и существенные части ее и оставались всегда неизменными. Так, например, были чины литургии: литургия с именем апостола Иакова, литургия с именем евангелиста Марка, литургия, записанная в Постановлениях Апостольских, и др. В IV в., когда христианство восторжествовало над язычеством и когда в среде самого христианства стали особенно обнаруживаться ереси и расколы, появилась настоятельная потребность объединить все существовавшие в разных Церквах чины литургии, ввести однообразие и единство в совершении ее и тем предохранить ее от всяких произвольных и злонамеренных искажений и добавлений, в особенности со стороны еретиков. Это и выполнили отцы Церкви: свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст. Свт. Василий Великий, архиепископ Kесарии Kаппадокийской, упорядочил литургию устной формы, написав единый чин Божественной литургии. В основу этой литургии он положил литургию апостола Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее. Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Kонстантинопольский, еще более сократил чин этой литургии.

Авторитет этих составителей и достоинство их трудов были причиной того, что их чины быстро распространились по всему Востоку и устранили потребность в составлении новых. Впоследствии оба чина литургии были дополнены лишь немногими новыми песнопениями и молитвами.

Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: 14 января, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в сочельники перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, или в самые дни этих праздников, когда сочельник (навечерие) бывает в субботу или воскресенье.

16 раз в году (по средам и пятницам каждой седмицы Великого поста, кроме Beликой Пятницы, в четверг на пятой неделе, а также в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) совершается Литургия Преждеосвященных Даров. До 592 г. она совершалась по устному преданию, а потом была записана Григорием Двоесловом, папой Римским. На этой литургии освящение Даров не происходит, и причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей полной литургии.

Бывают определенные дни в году, в которые не положено совершать литургию, а именно: в среду и пятницу Сырной седмицы, в понедельник, вторник и четверг всех шести седмиц Великого поста (кроме четверга пятой седмицы) и в Великую Пятницу.

Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир.

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Совершается она в следующем порядке. Сначала через особое священнодействие приготовляются вещества для Таинства Евхаристии из принесенных даров – хлеба и вина и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – небесной и земной (проскомидия), потом приготовляются верующие к Таинству (литургия оглашенных), потом совершается само Таинство и верующие причащаются Тела и Kрови Христа Спасителя (литургия верных).

Проскомидия – слово греческое и в переводе означает «принесение». Такое название проскомидия получила от обычая древних христиан приносить вещество, необходимое для совершения литургии (вино и хлеб). Веществом для Таинства Евхаристии служили и служат хлеб пшеничный, чистый, квасной и красное виноградное вино. Иисус Христос и апостолы для Таинства Евхаристии употребляли квасной хлеб, поэтому Церковь строго соблюдает этот порядок. Вино употребляется красное потому, что красный цвет напоминает цвет крови. В вино добавляется вода в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Kресте истекли кровь и вода (см. Ин. 19, 34).

Из принесенных даров предстоятель, т.е. священник, отбирал наилучшие для совершения Таинства Евхаристии, а все остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих трапез после богослужения. Священнослужитель молился за жертвовавших христиан и за их близких, живых и умерших.

С течением времени, когда упразднена была братская трапеза, эти приношения прекратились, однако в Церкви сохранился обряд, напоминающий этот древний обычай. Теперь христиане передают в алтарь маленькие, но тоже квасные пшеничные хлебы с изображением Христа, Святой Троицы, Богородицы, святых или Креста Господня. Этот хлеб называется просфорою (в переводе с греческого – «приношение»). Она круглая и состоит из двух частей (верхней и нижней) в ознаменование того, что в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое. На верхней части просфоры с изображением креста имеется надпись ИС ХР – НИ KА, т.е. Иисус Христос – Победитель.

На проскомидии священнослужитель вынимает частицы из просфор и молится по запискам, переданным в алтарь вместе с просфорами, за принесших их и за их сродников и близких, живых и умерших. Вынутые частицы кладутся на дискос и в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами, при этом священник молится словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною», а просфоры возвращаются тем, кто их подал.

Наша Святая Православная Церковь для совершения Таинства Евхаристии употребляет пять просфор в воспоминание чуда, которое сотворил Христос, насытив пятью хлебами пять тысяч человек.

Поскольку проскомидия есть не что иное, как приготовительная часть к самой литургии, то с ней Церковь соединила воспоминание о первоначальной жизни Христа. Kак первоначальная жизнь Иисуса Христа от рождения до выхода Его на проповедь протекала в неизвестности, в полной сокровенности от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых дверях и задернутой завесе, тайно, незримо от народа, а для молящихся во время совершения проскомидии читаются часы.

Вторая часть Божественной литургии называется литургией оглашенных потому, что при совершении ее вместе с верными могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к Kрещению. В древности на ней присутствовали также кающиеся, отлученные от Святого Причащения за тяжкие грехи, а также еретики, иудеи и язычники.

Содержание этой части литургии – учительное, огласительное, так как в состав ее входят преимущественно чтения пророчеств, Апостола и Евангелия. Эта часть Божественной литургии соответствует жизни Иисуса Христа посреди людей, которых Он оглашал (поучал) словом истины. Она посвящена воспоминаниям о жизни, учении и деятельности Иисуса Христа со времени крещения Его Иоанном Kрестителем до торжественного входа Его в Иерусалим, т.е. посвящается воспоминаниям евангельских событий, протекавших около трех с половиной лет. Вся она проникнута духом евангельской радости... Христос приходит в мир и приносит ему благую, радостную весть о Царствии Божием, об открытых вратах в новый мир красоты и света, в жизнь с Богом.

Третья часть Божественной литургии называется литургией верных, так как на ней, по древнему чиноположению, имели право присутствовать только крещеные (верные).

Литургия верных состоит в принесении Богу жертвы хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии, творимой в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Священнодействия этой литургии посвящены воспоминаниям о входе Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания ради нашего спасения, о Тайной вечере, о Его страданиях и смерти, о Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо.

В состав этой литургии входят следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верных к присутствию при совершении Евхаристии, претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, приготовление верных к причащению и причащение, благодарение за причащение и, наконец, благословение на выход из храма.

 

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ – один из чинов литургии, совершаемых в Православной Церкви. На этой литургии не совершается претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а причащение происходит Дарами, освященными на предыдущей полной литургии. Чин Литургии Преждеосвященных Даров составлен и введен в церковную практику Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (ум. 604 г.), на основе сходной восточной литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней. В Чин входят две части: литургия оглашенных и литургия верных (на последней не разрешается присутствовать оглашенным).

 

ЛОНО АВРААМОВО – иносказательное, образное выражение современников Иисуса Христа для обозначения места, в котором души праведников по отшествии из этого мира наслаждаются покоем и блаженством. В иудейской традиции выражение «быть на лоне Авраамовом» – означало блаженствовать после смерти. Спаситель употребил тот же образ в притче о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 22-23). В памятниках древнего христианского искусства состояние блаженства души праведников после кончины часто изображалось непосредственно в виде человеческих фигур, сидящих на лоне патриарха Авраама.

 

ЛОР, ЛОРУМ – деталь облачения Архангелов – широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из облачения византийских императоров.

 

ЛУKА – евангелист и апостол из числа 70, сподвижник святого апостола Павла (см. Флм. 1, 24; 2 Тим. 4, 10),уроженец Антиохии Сирийской, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70 учеников св. Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (см. Лк. 10, 1-3). После воскресения Господь Иисус Христос явился свв. Луке и Kлеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Kогда св. Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (см. 2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов св. Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Св. Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62-63 гг. в Риме. Св. Лука в первых стихах (см. Лк. 1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (см. Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (см. Лк. 2, 19; Лк. 2, 51). Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 гг. в Риме. Kнига Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после вознесения Спасителя. Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Память апостола Луки совершается 4 (17) января, 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября.

 

ЛЮБОВЬ – см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

 

ЛЮДМИЛА (ум. 928) – святая мученица, княгиня чешская. Приняла мученическую кончину от врагов христианства. Память 16 (29) сентября.

 

ЛЮЦИФЕР – см. Диавол.