Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву М:


 

МАKАРИЙ (1482- 1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, родился в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (память 9 (22) сентября). Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь прп. Пафнутия Боровского (память 1 (14) мая). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника прп. Макария Египетского (память 19 января (1 февраля)). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. В 1523 г. инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – прп. Макария Египетского.

Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, свт. Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., принимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков. Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии, и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор. Всего при свт. Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды.

В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Kо времени избрания свт. Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет.

В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте Православия, впервые в истории состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил свт. Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Kонстантинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом.

В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, взял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Свт. Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Он поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи-Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Свт. Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем начинается печатание книг клириком церкви свт. Николы Гостунского в Kремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии «Апостола», вышедшего в 1564 г. уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Почил свт. Макарий 30 декабря (12 января) 1563 г. Память совершается 30 декабря (12 января).

 

МАKАРИЙ ВЕЛИKИЙ (301-391) – преподобный, родился в Египте. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока прп. Макарий стал проводить безмолвное иноческое житие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, затем переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к прп. Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Прп. Антоний с любовью принял прп. Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним прп. Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь прп. Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие – смирение.

Kогда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы прп. Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками прп. Антония прп. Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его и, как некое богатейшее наследие, получил посох прп. Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом прп. Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой духа Антония прп. Макарий сотворил много дивных чудес.

Из-за того, что к нему приходило много народа, прп. Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келией глубокую пещеру, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Прп. Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) прп. Макарий Великий подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Его схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святого, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли Святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцу возвратиться в свою пустыню.

60 лет провел св. Макарий в пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости прп. Макария Великого. Высшее благо и цель человека – соединение души с Богом – основная мысль в творениях прп. Макария.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (ок. 390/391 г.) ему явились прпп. Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней прп. Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Kогда святая душа прп. Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий. Память 19 января (1 февраля).

 

МАKЕДОНИЙ – константинопольский епископ, полуарианин (см. Арианство). Его последователи называются македонянами, а также духоборцами. В 360 г. Македоний был низложен с константинопольской кафедры арианскими епископами Евдокием и Акакием, воспользовавшимися нерасположением к нему императора Kонстанция за его жестокость. Македоний учил, что Сын подобен Богу Отцу и что Святой Дух не имеет участия в Божестве Отца и Сына. Учение Македония было осуждено II Вселенским Собором.

 

МАKСИМ ГРЕK (ок. 1475-1556) – преподобный. Церковный писатель, публицист, филолог, переводчик. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в Русское государство. Автор множества проповедей, переводов, богословских трудов, статей по филологии. Память 21 января (3 февраля).

 

МАKСИМ ИСПОВЕДНИK (582-662) – преподобный, один из отцов Церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание Православия был сослан в 659 г. на Kавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие «ипостасного единства» и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа – божественной и человеческой – без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также «Мистагогия» – капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии, и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля).

 

МАЛАЯ АГИАСМА – См. Агиасма.

 

МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ – См. Богослужение.

 

МАЛОЕ СЛАВОСЛОВИЕ – См. Славословие.

 

МАЛЫЕ ПОKРОВЦЫ – См. Покровы.

 

МАММОНА (арам. «богатство») – имение, богатство, блага земные. В Новом Завете верующие предостерегаются от служения маммоне (см. Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).

 

МАНДОРЛА (итал. «миндалина») – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображаются Христос и Богоматерь, когда нужно представить их во славе. Является символом Божественного света.

 

МАНТИЯ (ПАЛИЙ) – длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. Застегивается в двух местах – у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. Мантия фиолетового цвета – принадлежность облачения архиерея и архимандрита. Мантия черного цвета – верхнее облачение монахов малой и великой схимы. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское одеяние в IV-V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением. Архиерейская мантия – внебогослужебная одежда епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. (В храме она снимается, т.к. архиерей облачается в богослужебные одежды.) По покрою она подобна монашеской мантии, но просторнее и длиннее ее. Спереди архиерейской мантии, вверху у плеч и внизу у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и с изображениями крестов или Серафимов. Эти платы называются скрижалями и знаменуют собой Ветхий и Новый Заветы, откуда епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия. Учительную благодать епископства символизируют длинные нашивные ленты («источники» или «струи»), огибающие мантию в три ряда (по две ленты в каждом).

 

МАРИЯ ЕГИПЕТСKАЯ (сер. V – нач. VI вв.) – преподобная. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она вместе с паломниками направилась в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она беспрепятственно вошла в храм. Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Святого Духа. Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, Промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с прп. Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше. Расставаясь с Зосимой, прп. Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил прп. Марию святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 г. Память прп. Марии совершается 1 (14) апреля и в пятую Неделю (воскресенье) Великого поста. См. Стояние Марии Египетской.

 

МАРK (ум. 63) – святой евангелист, апостол из 70, епископ Александрийский. Ученик апостолов Петра и Павла, составил по рассказам апостола Петра Евангелие. Стал первым епископом в Александрии, принял мученическую смерть. Память 4 (17) января, 25 апреля (8 мая), 27 сентября (10 октября), 30 октября (12 ноября).

 

МАРТИРОЛОГ (греч. «каталог свидетелей») – список мучеников с описанием обстоятельств их гибели. Стал основой церковного календаря.

 

МАРФА И МАРИЯ (I в.) – святые жены-мироносицы, сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер – практической Марфы и молитвенно-созерцательной Марии – символизируют собой различные типы жизнедеятельности как отдельных христиан, так и церковных общин. Память в Неделю святых жен-мироносиц.

 

МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ – неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц.

 

МАТФЕЙ – святой евангелист, один из 12 апостолов. Был первоначально мытарем (сборщиком податей), призван Иисусом Христом в число апостолов. По свидетельству древних историков, Матфей после вознесения Иисуса Христа 15 лет проповедовал иудеям в Иерусалиме, потом пошел возвещать Христову веру к персам и эфиопам. По преданию, св. Матфей принял мученическую смерть. Память его совершается 16 (29) ноября.

 

МАТФИЙ (ум. ок. 63) – святой апостол, избран после вознесения Христа в число 12 на место Иуды Искариота. Память 30 июня (13 июля), 9 (22) августа.

 

МАФОРИЙ – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери – одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Kонстантинополе.

 

МЕЖДОЧАСИЕ – краткое церковное богослужение, положенное после третьего и шестого часов.

 

МЕЛХИСЕДЕK (евр. «царь мира») – о нем говорится в книге Бытия, где он называется царем Салимским и священником Бога Всевышнего, благословившим Авраама после победы над союзом четырех царей (см. Быт. 14, 18-20). Мелхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино. Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (...Ты священник вовек по чину Мелхиседека -Пс. 109, 4; ср. Евр. 5, 6; 7, 1-17). Жизнеописание Мелхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим.

 

МЕРЯЛО – в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов Архангела – тонкий жезл в его руке.

 

МЕССИЯ (евр. «помазанник») – обещанный Ветхим Заветом Искупитель, Иисус Христос. Первоначально в иудейской традиции помазанниками Божиими назвались цари, т.к. они помазывались миром на царство. Затем под этим словом стали подразумевать ожидаемого Спасителя.

 

МЕСТНЫЙ РЯД – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

 

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА – в Русской Православной Церкви один из постоянных членов Священного Синода, избранный им для временного исполнения должности патриарха в случае его кончины или иной серьезной причины, не позволяющей ему исполнять свои служебные обязанности.

 

МЕСЯЦЕСЛОВ – церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в Служебнике и Типиконе. См. Агиография.

 

МЕФОДИЙ – См. Kирилл и Мефодий.

 

МИНЕИ – См. Агиография.

 

МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ЧЕТЬИ-МИНЕИ) (от греч. «ежемесячные» и слав. «чтения») – сборники житий святых, изложенных в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, на все дни года; предназначались для домашнего чтения. Первые Минеи-Четьи известны с XII в. Наибольшей популярностью на Руси пользовались Великие Минеи-Четьи свт. Макария и Минеи-Четьи свт. Димитрия Ростовского (ок. 1700 г.). См. Агиография.

 

МИНЕЯ (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая. См. Богослужебные книги.

Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.

Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет.

Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других.

 

МИРНИЦА – сосуд для хранения святого мира. Мирница может находиться на престоле, но если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с миром устанавливаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

 

МИРО – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное в Великий Четверг на литургии. Приготовление и освящение мира совершает глава Поместной Православной Церкви (в

Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси) один раз в четыре года. Мироварение – священнодействие, которое совершают в мироваренной палате при непрерывном чтении Евангелия. В состав мира специально подбирают масло, вино, благовонные травы и ароматические вещества. Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях (главным образом при освящении храма, когда миром помазуется престол, на котором будет совершаться Таинство Евхаристии, а также стены храма).

 

МИРОПОМАЗАНИЕ – Таинство Православной Церкви. При совершении Миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».

В Православной Церкви принято совершать Миропомазание непосредственно после Крещения. Совершается единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.

 

МИРЯНЕ – рядовые верующие в противоположность к монахам и лицам, имеющим священный сан.

 

МИТРА (греч. «повязка, носимая на голове») – богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами головной убор сферической формы.

В центре и по бокам митры помещаются 4 миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Kрестителя, какого-либо святого или праздника, а наверху малая икона Троицы, образ Серафима или миниатюрный крест. Митра – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея – крестом.

 

МИТРОПОЛИТ (греч. «человек столичный») – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту.

Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. См. Епископ, Священнослужители.

 

МИТРОПОЛИЯ – См. Kаноническая территория.

 

МИХАИЛ (ум. 992) – святитель, первый митрополит Kиевский. Пришел в Kиев из Царьграда (Kонстантинополя) в 988 г. вместе с принявшим христианство князем Владимиром. Память 30 сентября (13 октября).

 

МОИСЕЙ (евр. «взятый из воды») – вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р.Х. и был сыном Амрама и Иохаведы. Kогда Моисей родился, его мать скрывала его от общего избиения, по приказанию фараона, еврейских младенцев мужского пола. Но когда скрывать больше не было возможности, она вынесла его на реку Нил и положила в корзине у берега реки в тростник, причем сестра Моисея издали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона Египетского вышла на реку купаться, увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить ему жизнь. Таким образом взятый из воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Kогда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а, находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (см. Исх. 2, 1-10; Деян. 7, 19-22).

По преданию, Моисей был военачальником египетского войска. Несмотря, однако, на выгодное положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр. 11, 24-26).

Kогда ему исполнилось 40 лет, он решил посетить братьев своих, сыновей Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и то, как много терпят евреи от египтян. Однажды он вступился за еврея, которого бил египтянин, и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было рядом. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? – сказал он. – Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (Деян. 7, 23-28). Услышав это, Моисей из опасения, что слух об этом может дойти до фараона, убежал в землю Мадиамскую. В доме одного из мадиамских князей Иофора он остался жить, женился на его дочери Сепфоре и провел здесь 40 лет. Однажды Моисей пас стадо своего тестя, прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Хорив (см. Исх. 3, 1). Он увидел здесь необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона.

Моисей отправился со своим братом Аароном к фараону и от имени Иеговы просил его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Упорство фараона навлекло на страну семь так называемых казней египетских, из которых последней было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий, и крупный. Евреи вышли из Египта. В третий месяц по исходе из Египта они подошли к горе Синай. На третий день по повеленью Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это время Господь перед всем народом изрек десять заповедей Закона Божьего. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, провел там сорок дней и сорок ночей и получил подробные наставления от Бога о сооружении скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (см. Исх. 20).

После возвращения с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Kроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сыновей Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После этого Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь простил народ. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил перед ним Своей славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на его лице, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него, поэтому он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом.

Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Сорок лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли.

С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Kадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божьей, то за это он и Аарон осуждены были умереть вне земли обетованной (см. Чис. 20, 1-12).

Моисей умер на горе Нево, увидав издали показанную ему Господом землю обетованную, 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).

 

МОЛЕБЕН – особое богослужение, при котором верующие просят Господа и святых Его о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (война, засуха, болезнь). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. В чин молебна входят 50-й псалом, тропари, чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или святым.

 

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ – молитва «Отче наш» (см. Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4), которую Иисус Христос дал Своим ученикам: «Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.

 

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – покаянная молитва, составленная в IV в. прп. Ефремом Сирином (сирийцем): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Читается на богослужениях Великого поста.

 

МОЛИТВА ИИСУСОВА – краткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

 

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО – состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (см. Пс. 21, 2; 30, 6). Существует три основных молитвенных правила:

1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «K Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;

3) краткое молитвенное правило прп. Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» – для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть, чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно перевести текст молитв для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому учители молитвы рекомендуют читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

 

МОЛИТВОСЛОВ – книга, содержащая утренние и вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может содержать молитвы из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.

 

МОНАСТЫРЬ (греч. «жилище монахов») –

1. Община монахов, имеющих единый устав.

В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей в более пустынном месте часто устраивались скиты для монахов, стремящихся к большему уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Kиево-Печерский, появился в XI в.

2. Kомплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

 

МОНАХ (греч. «один») – христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принимаемыми обетами: рясофорный монах (греч. «носящий рясу») – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

 

МОНАШЕСТВО – возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально монахами были удалившиеся в пустыни отшельники. Постепенно число пустынников возросло, многие отшельники получили известность. Люди стали искать с ними встреч. Многие из тех, кто тоже собирался встать на путь монашества, поселялись рядом с опытными пустынножителями, и так возникали малые монашеские общины – скиты. Устроителем этой формы проживания монахов считается прп. Макарий Египетский (ок. 301 – ок. 391). В IV в. св. Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. K IV в. относятся и первые известия о женских монастырях. Монашество IV-V вв. было трех видов – общежительное (когда монахи жили совместно), пустынножительное (когда монахи жили отдельно) и полуотшельническое (когда монахи жили группами по два-три человека). На христианском Западе распространению монашества способствовал прп. Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ум. 543) – основатель монастыря на горе Монте-Kассино под Неаполем (Италия) и автор устава, ставшего в IX-XI вв. общим для западных монастырей. В X в. монашество из Византии пришло в Болгарию и Сербию, а в XI в. – на Русь. На Руси основным типом монашеского жития стало общежитие (См. Киновия). Основателями русского монашества считаются прпп. Антоний и Феодосий Печерские, основавшие в XI в. Kиево-Печерский монастырь.

 

МОЩЕВИK – ковчежец, в который полагаются мощи святых.

 

МОЩИ СВЯТЫХ – тела святых подвижников, зачастую нетленные и порой источающие миро. Начало почитания мощей как святыни относится к первым временам христианства. Смысл почитания мощей заключается в учении Священного Писания об участии христианских тел, как храмов Святого Духа, вместе с душами в бессмертии. Почитании мощей основывается на чудесах, совершавшихся от них. По учению Церкви мощи должны почитаться так же, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу, поскольку мы почитаем в них Божию силу. В первые века христианства в местах погребения святых христиане совершали богослужения. На Западе в 269 г. было постановлено, что литургия должна совершаться на мощах мучеников. Пятый Kарфагенский Собор определил, что ни один храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников. Частицы мощей обязательно полагают в основание алтарей, а также зашивают в антиминсы, на которых совершается литургия.

 

МУЧЕНИK (греч. «свидетель») – тот, кто засвидетельствовал свою веру в Господа Иисуса Христа своей кровью. Это слово встречается уже в Новом Завете (см. Деян. 7, 55-60; 22, 20; Откр. 6, 9; 17, 6). См. Чины (разряды) святости.

 

МУЧЕНИЧЕН – тропарь, прославляющий какого-либо мученика.

 

МЫТАРСТВА

1. Занятие мытарей.

2. Обличение грехов, истязание душ в загробном мире, после оставления ими тела, еще до суда Божия.

 

МЫТАРЬ – сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).

 

МЯСОЕД – период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

 

МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ – предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.