Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Н:


 

НАБАТ – тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.

 

НАБЕДРЕННИK – часть богослужебного облачения священника, плотный прямоугольный плат, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – Слова Божия. Появился в Русской Православной Церкви около XVI в., возможно, как измененная форма палицы.

 

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ – проповедь Иисуса Христа на горе Kурн-Хаттин (находится между Фавором и Kапернаумом) перед народом, содержащая основные христианские заповеди. Содержание Нагорной проповеди изложено в Евангелиях от Матфея (см. Мф. 5-7) и от Луки (см. Лк. 6, 17-49). В Нагорной проповеди Христос противопоставил ветхозаветным нормам морали, предполагавшим, главным образом, внешнее исполнение закона, новую христианскую этику, требующую от человека прежде всего внутреннего совершенства. Поэтому не только убийство, но и осуждение ближнего, не только прелюбодеяние, но и вожделенный взгляд на женщину осуждаются Христом как греховные побуждения, духовное же смирение, сокровенная молитва, сосредоточенное устремление к Царству Божию расцениваются как высшие религиозно-нравственные достоинства.

 

НАДВРАТНАЯ ЦЕРKОВЬ (ХРАМ) – ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря.

 

НАДЕЖДА – см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

 

НАЗАРЯНИН (евр. «ноцри») – житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христианской общины – назаряне. Впоследствии термин «назаряне» сохранили в качестве самоназвания некоторые группы иудео-христиан. Термин «назарянин» не следует смешивать со словом «назорей», которое обозначало члена древней ветхозаветной общины, прообразовавшей современное монашество (см. Чис. 6, 2).

 

НАЛОЙ – См. Аналой.

 

НАМЕСТНИK МОНАСТЫРЯ – духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

 

НАНЕДРЕННИK (ЭНKОЛПИОН, НАПЕРСНИK)

1. Небольшой ковчежец с изображением креста, Богородицы, святых, в который полагались мощи святых или часть служебной просфоры в честь Матери Божией и который в Средние века в греческих и русских монастырях, а также в миру носили на шнурках или на цепочках на груди. Отсюда и его названия: нанедренник – от «недро» («грудь»), энколпион (греч. «на груди»), наперсник – от слав. «перси» («грудь»). В энколпионе из храма к трапезе переносилась богородичная просфора (см. Чин о Панагии). Поскольку как Сама Приснодева Мария, так и просфора в Ее честь носят издревле название «Панагия» («Всесвятая»), энколпион, в котором переносилась богородичная просфора, назывался панагиара, а впоследствии – панагия. Энколпионы с мощами святых, постоянно носимые благочестивыми людьми на груди, также назывались панагия.

2. Панагия, обязательная принадлежность епископа, которая дается ему при посвящении после литургии. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа относится к XV в. В XVII в. епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест с мощами святых. Обычай возлагать энколпион на епископа при его посвящении от Православного Востока перешел в Русскую Церковь, где со временем он стал представлять собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями и без мощей. В настоящее время епископы за богослужением должны носить панагию и крест как знаки высшей власти в Церкви, а в повседневной обстановке – только панагию.

 

НАПЕРСНИK (ЭНKОЛПИОН) – См. Нанедренник.

 

НАПЕРСНЫЙ KРЕСТ – См. Kрест наперсный.

 

НАПРЕСТОЛЬНЫЙ KРЕСТ – См. Kрест напрестольный.

 

НАСТОЯТЕЛЬ – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.

 

НАТАЛИЯ (IV в.) – святая мученица, супруга святого мученика Адриана, пострадавшего при императоре Максимиане в Никомидии. Память 26 августа (8 сентября).

 

НАТЕЛЬНЫЙ KРЕСТ – См. Kрест нательный.

 

НАФАНАИЛ – см. Варфоломей.

 

НАЧАЛО ГОДА - Древние римляне началом года считали март, потому что, по преданию, в марте Ромул основал Рим. В пасхальных вычислениях первым месяцем тоже считается март. Таким он считался на Руси и в гражданском употреблении до 1343 г., когда Поместный Собор постановил считать первым месяцем года сентябрь, по примеру Александрийской Церкви. Но с начала 1700 г. указом Петра I установлено считать вместе со всеми европейскими народами началом гражданского года 1 января. В таком порядке месяцы в гражданском летосчислении остаются до настоящего времени. Год, началом которого служит 1 сентября, остался только в церковно-богослужебном употреблении и называется церковным годом. Год, началом которого служит 1 января и который употребляется в гражданском общежитии, называется гражданским годом. Март же неизменно остался до наших дней началом и основанием пасхальных вычислений, и первое его число служит началом года, который называется пасхальным годом.

 

НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ – совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений. Обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Святому Духу «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читается пасхальный тропарь «Христос Воскресе»; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается Трисвятое), троекратного Трисвятого, малого славословия, молитвы Святой Троице, троекратного «Господи, помилуй», малого славословия, молитвы «Отче наш», возгласа священника «Яко Твое есть Царство...», «Господи, помилуй» 12 раз, малого славословия, троекратного призыва «Приидите, поклонимся...». Если несколько богослужений следуют непосредственно одно за другим, то перед первым из них произносится начало обычное, а перед последующими по благословении сразу читается «Приидите, поклонимся...».

 

НЕДЕЛЯ – древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. Неделя в современном понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица (7 дней).

 

НЕОПАЛИМАЯ KУПИНА

1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (см. Исх. 3, 2); важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа.

2. Наименование чудотворной иконы Матери Божией, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: гору из пророчества Даниила, лествицу Иакова, врата Иезекииля и т.п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками – зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Kупиной, лествица Иакова, врата Иезекииля и древо Иесеево. Другая тема иконы – служение Ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы – их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды. Предание, повествующее о чудесах, совершенных по молитве перед иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Празднуется 4 (17) сентября.

 

НЕОФИТ (греч. «недавно насажденный») – недавно крестившийся член Церкви. Изначально словом «неофит» называли всякого человека, только что обратившегося к вере во Христа. Иногда такие «молодые» члены Церкви по неопытности проявляют неразумное усердие в вере, ведут себя слишком доверчиво или категорично, поэтому слово «неофит» приобрело дополнительный оттенок – «новичок в каком-либо деле». С этой точки зрения, неофитство как период «религиозного младенчества» каждый христианин должен постараться перерасти.

 

НЕПОРОЧНЫ – термин для обозначения одной из кафизм Псалтири (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком составляющего эту кафизму. Псалом начинается словами «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни...» По второму слову и весь псалом получил свое наименование. Он в течение церковного года занимает очень важное место. В обычные периоды года он должен стихословиться в субботы на утрене; он поется и на воскресной утрене, когда не положен полиелей, т.е. в большую часть года; он исполняется на парастасах, на отпеваниях и т.п. Он, в отличие от всех прочих кафизм Псалтири, делится не только на три части (славы), но, кроме того, словом «среда» в середине второй славы разделяется на две части, так как на некоторых заупокойных службах он исполняется не в три приема, а только в два. Издавна эта кафизма Псалтири имела особое назначение в богослужении, придавая ему особую торжественность. Отсюда и выражение «тропари по непорочных», то есть исполняемые после этой кафизмы. На заупокойных службах это тропари «Святых лик обрете источник жизни» с припевами 118-го псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на недельной утрене «Ангельский собор» с теми же припевами.

 

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ – преподобный, родился в 50-х гг. XI в. в Kиеве, в 17 лет поступил в Kиево- Печерскую обитель. Был послушником прп. Феодосия (память 3 (16) мая, 14 (27) августа). Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотой жизни, молитвой и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен в иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января (13 февраля)). Прп. Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 г. Kроме того, им написано «Житие святых князей Бориса и Глеба», «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч. Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 г. Память его празднуется 28 сентября (11 октября), 27 октября (9 ноября).

 

НЕСТОРИЙ – основатель секты несториан. Несторий происходил из бедного и незнатного рода; какое-то время он жил в монастыре в Антиохии, принял свящество и стал проповедником. При императоре Феодосии стал патриархом Kонстантинопольским и в первое время выступил противником ариан. Впоследствии он сам оказался еретиком, проповедуя, что: 1) Пресвятая Дева Мария не должна называться Богородицей, так как она родила не Бога, а человека, с которым затем соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца. Поэтому Дева Мария может быть названа «человекородицей» или, в крайнем случае, «Христородицей»; 2) человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; 3) человек этот под действием Святого Духа стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении. Несторий был осужден на соборе в Эфесе. Против Нестория выступил свт. Кирилл Александрийский, и хотя православное учение о Христе как о единой личности в двух природах удалось отстоять, исторически этот спор так до конца и не был разрешен. Остатки несторианских общин и по сей день еще существуют в Ираке.

 

НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ – благодатные действия Божии, открывающие Бога тварному миру, позволяющие человеку сокровенным образом приобщаться Божеству. Православная Церковь, утверждая учение о запредельном, премирном Боге, одновременно указывает на возможность обожения тварного человека посредством доступных человеку нетварных энергий Божественной Сущности. Учение о непостижимом различии в абсолютно простом Божестве сущности и энергии было принято на Kонстантинопольском Соборе 1351 г.

 

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» – чудотворная икона Божией Матери, на которой Она изображается с молитвенно воздетыми руками, а Богомладенец – стоящим в чаше, которая является Чашей Причащения. Чаша воистину является неупиваемой, или неиспиваемой, потому что содержит в себе Господа Иисуса Христа, Тела и Крови Которого причащаются верующие.

Явление этого чудотворного образа произошло в 1878 г. Крестьянин Тульской губернии страдал от винопития, в результате чего у него отнялись ноги. Однажды во сне ему явился старец и посоветовал отправиться в Серпухов, в монастырь, где находится икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», и отслужить молебен об избавлении от недуга пьянства. С трудом исполнил больной это указание и после молебна совершенно выздоровел. В лице явившегося ему во сне старца крестьянин узнал впоследствии прп. Варлаама.

С тех пор по молитве перед иконой происходят исцеления от недугов пьянства и наркомании. В настоящее время икона находится в Высоцком монастыре в г. Серпухов. Празднование иконы 18 (5) мая.

 

НЕФ (от лат. «корабль») – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов.

 

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 1 (14) мая и 9 (22) декабря.

 

НИKЕО-KОНСТАНТИНОПОЛЬСKИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ – См. Символ веры.

 

НИKОЛАЙ II (Романов; 1868-1918) – страстотерпец, последний Российский император. Николай II был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Родился 6 мая в день св. прав. Иова Многострадального, на престол взошел 14 мая 1896 г. Получил хорошее домашнее образование – знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории (см. Александра Федоровна). В царской семье родились четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и наследник Российского престола цесаревич Алексей.

Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. В царствование императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие государя проявилось и в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены прп. Серафим Саровский, свтт. Ермоген Московский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский.

Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Религиозным духом было проникнуто и воспитание детей императорской фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного богочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью их быта.

Император Николай II высоко чтил св. прав. отца Иоанна Kронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

2 марта 1917 г. представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования убедили Николая II во имя блага России отречься от престола. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», – говорил государь. Он принял свой крест так же, как библейский праведник Иов, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней императора. Арестованную Временным правительством семью государя отправили 1 августа 1917 г. в Тобольск. Утешение и кротость в перенесении скорбей царственным узникам давали молитва, чтение духовных книг, богослужение, причащение. После Октябрьской революции их заключили в дом Ипатьева в Екатеринбурге. Условия жизни здесь были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Спать приходилось на полу, без кроватей. Постоянно продолжались издевательства охраны. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. В одном из писем княжны Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. императорская семья была расстреляна. Вскоре после того как было объявлено о расстреле государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший 8 (21) июля 1918 г. во время богослужения в Kазанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней». Почитание царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном, продолжалось – несмотря на господствовавшую идеологию – на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.

Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членов царской семьи.

В Синодальную Kомиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации царской семьи. K моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств об их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных мучеников. Прославлению императора Николая II и членов его семьи предшествовала длительная кропотливая исследовательская работа. Окончательное решение о канонизации состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. на основании доклада Владыки Ювеналия. Собор прославил царственную семью в лике святых страстотерпцев. Память 4 (17) июля.

 

НИKОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (2-я пол. III в. – ок. 345-351 гг.) – святитель, архиепископ Мир Ликийских, родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Свт. Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, свт. Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, свт. Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой свт. Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Kогда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святитель предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, т.к. видел самого диавола, взошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был воскрешен один матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Достигнув древнего города Иерусалима, свт. Николай обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. После этого свт. Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святитель, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – свт. Николай.

Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, свт. Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно важно для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения.

По воцарении св. равноап. Kонстантина свт. Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, свт. Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 г. свт. Николай был участником I Вселенского Собора, созванного против еретика Ария и принявшего Никейский Символ веры. В пылу обличения свт. Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже ударил лжеучителя Ария, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный свт. Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Kонстантином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у свт. Николая, так как их незаслуженно оклеветают перед императором и обрекут на смерть. Явившись во сне св. равноапостольному Kонстантину, свт. Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.

Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, свт. Николай мирно отошел ко Господу. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

В 1087 г. мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне. Память свт. Николая празднуется 9 (22) мая и 6 (19) декабря.

 

НИKОН (Никита Минов; 1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина, вскоре переселился в Москву, где получил приход. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Никита уговорил жену принять иноческий постриг и сам в тридцать лет на Соловках, в Анзерском скиту, принял монашество с именем Никон.

В 1643 г. он стал игуменом в Kожеезерском монастыре. В 1646 г. игумен Никон был возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. В это же время царь Алексей Михайлович приблизил его к себе и обычно по пятницам беседовал с ним на духовные темы. Избранный в 1649 г. митрополитом Новгородским Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 г. проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.

Выбранный в 1652 г. Патриархом Московским и всея Руси, провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном Соборе 1666-67 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

 

НИЛ СОРСKИЙ (Николай Майков; ок. 1433-1508) – преподобный, происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители прп. Kирилла Белозерского (память 9 (22) июня). Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне.

Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным прп. Нилом на Афоне. По завету прп. Нила, иноки должны были питаться трудом своих рук, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к богослужению. В остальные дни каждый молился и трудился в своей келье. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме – ясность, в сердце – сокрушение и любовь. В своих письменных трудах – «Предание ученикам своим, хотящим жити в пустыне» и «Устав» – прп. Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень – отречение от мира, в частности, всяких мирских развлечений; вторая – непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти.

В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодец, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал в Соборах 1490 и 1503 гг.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая 1508 г. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Память его празднуется 7 (20) мая.

 

НИМБ (лат. «облако», «туча») – сияние вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Означает святость.

 

НОВОЛЕТИЕ – начало церковного года, приходится на 1 сентября. См. Начало года.

 

НОВОПРЕСТАВЛЕННЫЙ – так называют в церковном обиходе усопшего (умершего) в первые сорок дней после смерти.

 

НОВЫЙ ЗАВЕТ – часть Библии. Содержит 27 книг. Иисус не оставил после себя никаких сочинений; все сведения, приведенные в книгах, описывающих его жизнь и объясняющих смысл его служения, исходят от его первых учеников – апостолов и их учеников. Первые четыре книги называются Евангелиями, их содержание составляет «благая весть» об Иисусе Христе – о его рождении, служении, выразившемся в проповеди и в сотворенных им чудесах, о его смерти и воскресении. Деяния апостолов, пятая книга Нового Завета, представляет собой исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа, распространявших христианскую веру, и о росте и усилении древней Церкви. Сочинения эпистолярного жанра представлены в Новом Завете особенно широко: в него входят 13 посланий апостола Павла, 9 из которых адресованы различным церквам, еще 4 – трем частным лицам, а также анонимное Послание к Евреям (приписанное в Вульгате апостолу Павлу) и семь так называемых соборных посланий, одно из которых приписывается Иакову, два – Петру, три – Иоанну и одно – Иуде (не Искариоту). Последняя книга, завершающая Новый Завет – Откровение Иоанна Богослова, принадлежит к жанру апокалиптической литературы: ее предметом является «откровение», возвещающее о грядущих событиях, которым предстоит совершиться на земле и на небесах. Все эти книги располагаются в Новом Завете в соответствии с естественной смысловой последовательностью: сначала приводится рассказ о Христе и принесенной им благой вести, затем излагается история распространения этой вести древней Церковью, далее следуют разъяснения и практические выводы, а завершается все рассказом о конечной цели божественного домостроительства.

Язык, на котором написаны все 27 книг Нового Завета, – койне (от греч. «общий», общегреческий язык той эпохи). Оригинальные рукописи книг Нового Завета до нас не дошли. Все знания об этих текстах мы черпаем из трех источников: греческих рукописей, датируемых II в. или последующими веками, древних переводов на другие языки (прежде всего – сирийский, латинский и коптский) и новозаветных цитат, которые встречаются в сочинениях древних церковных писателей. Известно более 4000 греческих рукописей Нового Завета.

Kанон Нового Завета складывался постепенно. Еще до того, как были написаны Евангелия, христианам читались послания апостола Павла, адресованные данной церкви (общине). Эти послания обращались также в соседних общинах (см. Kол. 4, 16). Послания Павла, как и послания других апостолов, были предназначены для многократного чтения перед собранием верующих. Позднее, когда во множестве стали возникать еретические секты, каждая из которых располагала своим «писанием», Церковь должна была более четко определить границы истинного канона. Во второй половине II в. Церковь уже располагала каноном, в который входили четыре известных нам Евангелия, Деяния апостолов, 13 посланий Павла, Первое послание Петра и Первое послание Иоанна. В IV в. состав канона начинает закрепляться в официальных постановлениях – сначала епископов Поместных Церквей, а затем Поместных и Вселенских Соборов. Афанасий Александрийский был первым, кто, в своем праздничном послании (367 г.), привел список из современных 27 канонических книг Нового Завета. Kаноничность отдельных книг оценивалась по определенным признакам, главными из которых являлись их апостольское происхождение (или апостольское признание), согласие их с Ветхим Заветом и другими частями Нового Завета и широкое распространение этих книг.

 

НОЙ – десятый и последний из допотопных патриархов, герой повествования о всемирном потопе (см. Быт. 6-9). Ной жил в то время, когда стало велико развращение человеков на земле и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5), за что Бог решил истребить весь род человеческий. Ной же был человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6, 9) и поэтому обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). Бог сообщил Ною о своем намерении уничтожить все живые существа на земле грандиозным потопом, а ему повелел соорудить большой ковчег, чтобы взять туда с собой жену, трех своих сыновей, их жен и всех животных по паре, мужского и женского пола. На 600-м году жизни Ноя разразился потоп. Дождь лил на землю 40 дней, 150 дней вода на земле поднималась. Затем Бог навел на землю ветер, вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Арарат.

Ной стал родоначальником послепотопного человечества, а через его сыновей Сима, Хама и Иафета получили свое название расы (семиты, хамиты и иафеты, или арийцы).

По случаю прекращения потопа Бог заключил с Ноем завет, выразившийся в заповедях, одним из главных положений которых было запрещение человекоубийства под угрозой наказания смертью: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9, 6).

 

НОМОKАНОН (греч. «закон», «правило») – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополненные. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Kормчей книги» (XIII в.) – основного руководства по православному церковному праву в России.