Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву О:


 

«О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ»

1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, текст которого включен в Октоих; используется как задостойник в литургии Василия Великого вместо песнопения «Достойно есть» в литургии Иоанна Златоуста.

2. Одноименная икона, иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь и раю словесный...» – и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею – собор Ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т.д. – в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение. Венчает композицию полукруг неба – как правило, с изображением небесных ангельских сил («...чрево Твое пространнее небес содела...»). Икона «О тебе радуется» появилась в русской живописи в конце XV – начале XVI вв.

 

ОБЕДНИЦА – простонародное название изобразительных.

 

ОБЕДНЯ – простонародное название литургии.

 

ОБЕТ – обещание, данное Богу.

 

ОБЕТНАЯ ЦЕРKОВЬ – храм, построенный по обету Богу. Обетная церковь возводилась на средства того, кто дал обет (князя, боярина, дворянина, купца). Отдельно среди обетных церквей выделяются обыденные. Обыденными (то есть единодневными) храмами называются те, которые создавались по обету в один день для избавления страны от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными.

 

ОБИХОД ЦЕРKОВНОГО ПЕНИЯ – сборник всего круга повседневного богослужебного пения Православной Церкви. Содержит основные песнопения знаменного, греческого и киевского распевов. Издавался в двух видах: 1) «Пространный обиход церковного пения», содержащий в себе мелодии таких священных песнопений, которые почти ежедневно употребляются при богослужении. В начале его помещены песнопения вечернего богослужения, затем утрени и литургии. Прибавлены также песнопения из Триодей Постной и Цветной, последование погребения, панихиды. Обиход церковного пения был первой нотной книгой, напечатанной в Москве (1772 г.); 2) «Сокращенный обиход церковного пения» издан в 1778 г. по рукописи епископа Тверского Гавриила. «Сокращенный обиход церковного пения» был составлен по местным нуждам Новгородской епархии, именно для домашнего обучения церковному пению и применен был к местным обычаям в пении. Содержит наиболее часто употребляемые песнопения. Гласовые мелодии в нем близки к старым церковным распевам, некоторые местами сокращены, другие претерпели изменение. С 1814 г. «Сокращенный обиход церковного пения» стал основным руководством при обучении церковному пению в духовных семинариях. Издавался до 1887 г., когда был заменен «Учебным обиходом нотного пения», более приспособленным для обучения.

 

ОБЛАЧЕНИЕ – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное, б) богослужебное, в) монашеское. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя – стихарь; диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. Цвет облачения). Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом спасения» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. Схимонах) – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

 

ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛА – во время освящения престол облачается в особые одежды: нижнюю – срачицу, или катасарку (белый покров, знаменующий собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб), и верхнюю, нарядную – индитию (знаменует собой одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым»). Поверх срачицы престол опоясывается вервием длиной около 40 м (при освящении престола архиереем опоясывается таким образом, что вервие образует собой кресты со всех четырех сторон престола). См. Освящение храма.

 

ОБОЖЕНИЕ – православное, богословско-мистическое учение о спасительном приобщении человека к Богу в нетварных энергиях Божиих, способствующем преображению его тварной природы и делающем человека Божественным существом не по естеству, но по благодати. Согласно православному вероучению, Промысл Божий предначертал обожение в качестве призвания человека и конечной цели бытия тварного мира. Обожение – следствие благодатного действия свыше, однако обожение не может совершиться без личной воли человека и его стремления к преображению своего естества. Во всей полноте обожение твари произойдет только после воскресения мертвых.

 

ОБРАЗ БОЖИЙ – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Образ Божий – не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богом созданная основа нашей духовной личности, не нуждающаяся в преображении и требующая свободной творческой реализации. Духовно-творческую реализацию возможностей отцы и учители Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обожения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.

 

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ – праздник Православной Церкви, 1 (14) января. Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2, 21).

 

ОБРУЧЕНИЕ – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.

 

ОБРЯДОВЕРИЕ – буквальное соблюдение церковного устава без его осмысления и глубокой веры. При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расценивается как ересь.

 

ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ (УСТАВ, МОНАСТЫРЬ) – См. Kиновия.

 

ОГЛАШЕНИЕ – предшествующее крещению ознакомление будущих христиан с учением Церкви. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением.

 

ОГЛАШЕННЫЕ – люди, готовящиеся к принятию Таинства Kрещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, хотя и приняли Евангелие, оглашены проповедью Слова Божия, но по тем или иным причинам еще не крестились. Они, как не являющиеся еще членами Церкви в полном смысле слова, не допускаются к присутствию при совершении Таинств. При совершении Таинства Евхаристии им разрешается присутствовать только до начала литургии верных.

 

ОДЕЖДЫ ЖЕРТВЕННИKА – См. Жертвенник.

 

ОДЕЖДЫ ПРЕСТОЛА – См. Облачение престола.

 

«ОДИГИТРИЯ» (греч. «путеводительница») – иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руке Богородицы и благословляющим. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Kостромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

 

ОKТОИХ (греч. «осмогласник») – церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Kаждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) изменяемые молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресных дней), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (каждая для семи дней недели), которые поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих». Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. K той и другой части присоединяется канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрене, и в праздники великих святых.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. См. Богослужебные книги.

 

ОЛЬГА (ум. 969) – святая равноапостольная, великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению. Патриарх Константинопольский Феофилакт, крестивший ее, благословил русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Молитвенные труды и дела св. Ольги подтвердило величайшее деяние ее внука св. равноап. князя Владимира – Крещение Руси. Память 11 (24) июля.

 

ОМОФОР (греч. «носимый на плечах») – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофоры. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов. Великий омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим – с этого же плеча сзади. Kонцы омофора спускаются почти до подола саккоса. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Омофор объединяет в себе два основных символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых для этого епископу.

И форма, и отделка омофора подобны диаконскому орарю и священнической епитрахили. Отсюда становится особенно ясным, что омофор по своему духовному смыслу и по происхождению, в сущности, то же самое, что орарь и епитрахиль – лентион (длинное полотенце), который, свисая через левое плечо у диаконов, означает благодать первой (низшей) ступени священства; а будучи повешен на шею и спускаясь спереди двумя концами, означает благодать второй (средней) ступени и, наконец, надетый на плечи, спускаясь концами спереди и сзади, означает благодать третьей (высшей) ступени священства – епископства. В различные моменты литургии архиерей облачается то в большой, то в малый омофор, то находится вообще без омофора.

 

ОПРЕСНОКИ (от евр. «мацах» – «печенье») –

1. Лепешки из пресного неквашеного теста. Употреблялись иудеями в течение пасхальной недели.

2. Праздник опресноков у иудеев, установленный в память исхода евреев из Египта.

3. Пресный хлеб, употребляемый в Католической Церкви для совершения Таинства Евхаристии.

 

ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Свято-Введенская Оптина пустынь) – один из самых известных мужских монастырей Русской Православной Церкви, крупнейший центр русского старчества. Монастырь Оптина пустынь расположен в двух километрах от города Kозельска на берегу реки Жиздры. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта (в монашестве Макарий). Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. А духовный расцвет монастыря начался, когда при монастыре в 1821 г. был основан скит во имя св. Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний (Путиловы). С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления. Тысячи людей устремились в Оптину к старцам. «В Оптину за опытом», – говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель. Монастырь в XIX-XX вв. возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (Старший) и Исаакий (Младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями.

Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891). Время его старчества совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, дать человеку надежду и смысл жить снова.

Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; бывали здесь Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.K. Толстой, братья Kиреевские и Аксаковы, Вл. Соловьев и др. Старец Макарий (Иванов) положил начало книгоиздательской деятельности монастыря: были подготовлены и изданы творения святых отцов в переводе на русский язык. В 1847 г. вышла первая книга, а через 50 лет количество изданий монастыря достигло ста тридцати. Одновременно с издательством была фактически заново создана монастырская библиотека. K концу XIX в. в ней насчитывалось более 30 000 томов как духовных, так и светских книг.

В 1918 г. Оптина пустынь была закрыта.

В 1919 г. братия монастыря создала сельскохозяйственную артель, которая просуществовала до 1923 г., когда все храмы, кроме Kазанского, были закрыты, а в скиту создан музей «Оптина пустынь». Монастырские здания были переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, библиотека монастыря – музею, а при его закрытии в 1928 г. редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел были перевезены в Государственную библиотеку им. Ленина в Москве. После войны в монастыре находились помещения Kозельского сельскохозяйственного ПТУ, а также жилые квартиры.

В 1987 г. Оптина пустынь пережила свое второе рождение, обитель была возвращена Церкви, а с 1988 г. в ней стало совершаться богослужение. В 1988 г. прп. Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября), а в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором были причислены к лику святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее соборное празднование 11(24) октября.

 

ОРАРЬ – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Орарь символически изображает благодатные дарования диакона как священнослужителя. Иподиакон надевает орарь крестовидно.

 

ОРЛЕЦ – круглый коврик с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.

 

ОСАННА (евр. «спаси же») – молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослице в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).

 

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА – обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а также храмы с ранее поврежденным или перенесенным на другое место престолом. Право на освящение принадлежит архиерею. По благословению архиерея храм может быть освящен также священником при наличии освященного заранее архиереем антиминса.

В чинопоследовании освящения храма имеются элементы, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Брака и Священства.

Накануне освящения полагается всенощное бдение, во время которого священнослужители находятся только в средней части храма перед иконостасом, где ставится стол со священными предметами, необходимыми для нового храма. В день освящения сначала совершается молебен с водосвятием, затем архиерей и священнослужители надевают поверх священнических облачений запон. Если присутствует архиерей, то читаются архиерейские молитвы на освящение, в алтарь переносится стол со священными предметами. Затворяются Царские врата и начинается утверждение престола. На деревянное основание прибивается четырьмя гвоздями верхняя часть престола. После утверждения открываются Царские врата, совершается коленопреклоненная молитва о ниспослании Святого Духа на созданный храм. Затем совершается освящение престола. На него возливается трижды вода со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (это связывается с Таинством Крещения), престол вытирается. Затем крестообразно возливаются смешанные вино и «родостамна» (вода с добавками ароматических веществ), символизирующие кровь, пролитую Христом на Кресте, и воду, истекшую из Его ребра (на престоле должна будет возобновляться Голгофская жертва). Затем престол вытирается насухо губкой, совершается помазание его святым миром. Если освящается антиминс, то то же самое проделывается и с ним. После этого следует облачение престола. На него надевается нижняя одежда, называемая «катасаркой» (греч. – «приполотие», т.е. ближайшая к телу одежда), или «срачицей» (сорочкой), затем престол обвязывается вервием (веревкой) и покрывается праздничной одеждой, называемой «индитией» (греч. – «одежда»).

Затем украшается жертвенник, но, т.к. на нем будет происходить лишь приготовление к Таинству Евхаристии, он не освящается подобно престолу, а лишь его одежды окропляются святой водой.

Затем снимаются запоны, открываются Царские врата и начинается освящение храма. Совершается крестный ход внутри храма, во время которого стены окропляются святой водой и помазываются святым миром. Архиерей возжигает первый свет в алтаре на горнем месте, от него зажигаются свечи по всему храму, архиерей берет на голову дискос со святыми мощами, лежавший до этого перед образом Спасителя, и совершается крестный ход вокруг храма (или, если мощи находятся в соседнем храме, крестный ход совершается сначала за ними, а затем – вокруг нового храма). Если служба совершается без архиерея, то предстоятель берет лежавший до этого перед образом Спасителя на дискосе антиминс, кладет его на голову и совершает крестный ход с ним. При этом поются тропари «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...», которые звучат также во время обхождения вокруг престола при совершении Таинства Священства и во время обхождения вокруг аналоя при совершении Таинства Брака. Затем, придя к западным вратам храма, певцы входят внутрь и затворяют двери. Архиерей или, при совершении чина освящения без архиерея, предстоятель возглашает: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие спрашивают: «Кто есть Сей Царь Славы?» Вопрос и ответ повторяются, потом архиерей или предстоятель читает молитву, в которой просит Бога призреть на освящаемый храм и утвердить его «непоколебимым до скончания века» для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице, затем про себя читает молитву входа, в которой просит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли в храм и Ангелы. После этого отвечает на ранее заданный вопрос хора: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!», и все входят в храм. Архиерей идет в алтарь, часть святых мощей полагается в антиминс. При службе без архиерея предстоятель идет в алтарь и кладет на престол антиминс. Затем на антиминс кладется Святое Евангелие и совершается коленопреклоненная молитва, храм осеняется с четырех сторон троекратно крестом, и все прикладываются к кресту. После этого совершаются часы и Божественная литургия.

 

ОСМОГЛАСИЕ – музыкальная система из 8 ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений Православной Церкви. Осмогласные мелодии построены в несимметричном ритме (без деления на равные такты) и следуют в своей структуре словесному тексту. Свод осмогласных песнопений, расположенных по гласам, содержится в Октоихе. Установление системы гласов на Западе приписывается папе св. Григорию Великому, на Востоке – св. Иоанну Дамаскину.

 

ОСОБНОЖИТЕЛЬНЫЙ (УСТАВ, МОНАСТЫРЬ) – См. Идиоритма.

 

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИKА – последний день попразднства. См. Попразднство.

 

ОТKРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА – см. Апокалипсис.

 

ОТПЕВАНИЕ – обряд, совершаемый священником или архиереем над умершим верующим. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В конце отпевания священнослужителем читается разрешительная молитва, в которой содержится прошение к Богу разрешить умершего от совершенных им при жизни грехов. По древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В Пасхальную неделю отпевание совершается по особому чину – с пением пасхальных тропарей, канона, ипакои. При пасхальном отпевании архиерея или священника поются пасхальные молитвословия.

 

ОТПУСТ – краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. На великом отпусте вспоминаются святые дня и храма, а на литургии – свт. Иоанн Златоуст или свт. Василий Великий (в зависимости от того, чья литургия служилась).

 

ОТЦЫ ЦЕРKВИ (святые отцы) – те из церковных писателей, произведения которых признаны самой Церковью наиболее точным выражением хранимого ею учения. Kогда говорят об отцах Церкви, то обычно имеют в виду великих богословов, таких как, например, святые Игнатий Антиохийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Деятельность большинства отцов Церкви падает на II-VIII вв., однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени, например Григорий Палама. Среди всех церковных писателей отцы Церкви занимают особое место. Формальными признаками отцов Церкви служат: 1) ортодоксальность, православность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Однако ни один из названных критериев нельзя рассматривать с узкоформальной точки зрения. Например, критерий «ортодоксальности» нельзя применять в том плане, что все сказанное тем или иным отцом является абсолютной истиной, т.к. писания отцов – человеческие произведения и существенно отличаются от Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которое составлено под воздействием Святого Духа. Но следует проводить различие между «погрешностями» и «заблуждениями», т.к. они не одно и то же. Ошибки в изъяснении таких истин, которые не определены Церковью, нередко можно встретить у святых отцов. Но упорство против ясного определения всей Церкви – никогда. Что касается второго критерия – святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность», ибо, как известно, только один Бог без греха. Нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки, но своим подвигом покаяния и молитвы они искупили их пред Господом, и Церковь единодушно признает их святыми. А главное, их святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Третий критерий – признание Церкви – является главным фактором в определении границ понятия «отцы Церкви».

Таким образом, основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера. Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Отцов Церкви, их наследие изучает патристика и патрология.

 

«ОТЧЕ НАШ» – См. Молитва Господня.

 

ОТШЕЛЬНИK – См. Пустынножитель.

 

ОХРА – используемая в иконописи земляная краска; цвет от желтого до красно-коричневого (в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли).