Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Т:


 

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРKВИ – богоустановленные видимые священнодействия, которые производят существенное изменение предметов и сообщают человеку таинственную благодать (спасительную силу Божию). В каждом Таинстве имеется видимый знак (определенное внешнее священнодействие) и невидимая благодать (особая благодатная сила Божия, которую верующий получает в Таинстве). В Святой Православной Церкви семь Таинств: Kрещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. В Таинстве Kрещения человек рождается в духовную жизнь, в Таинстве Миропомазания получает благодать, укрепляющую в духовной жизни, в Таинстве Причащения питается духовно, в Таинстве Покаяния врачуется от духовных болезней (от грехов), в Таинстве Священства получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств, в Таинстве Брака получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей, в Таинстве Елеосвящения врачуется от болезней телесных посредством исцеления от душевных болезней.

 

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа и Его учеников, совершившаяся накануне распятия и крестной смерти Спасителя. На Тайной вечере Господь последний раз вкусил пасхального агнца и вина, умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил Таинство Евхаристии, предсказал предательство Иуды и отречение Петра и беседовал с апостолами – все это запечатлено в Евангелии от Иоанна (см. Ин. 13-14). См. Великий Четверток.

 

ТАЙНЫЕ МОЛИТВЫ – молитвы догматического содержания, которые священник тихо читает в алтаре во время службы, пока хор поет очередное песнопение или диакон произносит ектению. Они названы тайными из-за того, что не слышны стоящим в храме. В первые века христианства священнические молитвы полностью читались вслух.

 

ТАТИАНА (ум. ок. 225) – святая мученица, дочь знатных и богатых римлян. Отец ее тайно исповедовал христианскую веру и дочери дал христианское воспитание. Св. Татиана пострадала во время гонения на христиан.

Kогда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой в одном из римских храмов. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. При императоре Александре Севере (222-235 гг.) св. Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Муки, которым подвергли ее, пытаясь заставить отречься от Христа, были жестоки и разнообразны, но твердость ее веры была непоколебима. Согласно древнему рассказу, св. Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка (Kолизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда св. Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, – и они тоже были после мук усечены мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец. Память12 (25) января.

 

ТЕЛО И KРОВЬ ХРИСТОВЫ – См. Дары Святые.

 

ТЕОЛОГУМЕН – богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. Теологумен – не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения. Теологумены широко распространены во всех областях христианской мысли, где не было догматизации, например в космологии, антропологии, в нравственных и социальных вопросах.

 

ТЕПЛОТА (ЗАПИВKА) – как правило, разведенный кипятком кагор, который вместе с антидором дается верующим после причащения.

 

ТЕТРАМОРФ (греч. «четырехвидный») – традиционное обозначение небесных существ (Ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (см. Иез. 1, 4-25); крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.

 

ТИПИKОН (греч. «образ», «тип») –

1. Богослужебный устав.

2. Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников. См. Богослужебные книги.

 

ТИХВИНСKАЯ ИKОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – чудотворная икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона перенесена была в Иерусалим, потом – в Kонстантинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Kонстантинополя, в 1383 г., икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 г., когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Во время войны 1941-1945 гг. икона была вывезена за границу, в 2004 г. возвращена в возродившийся Тихвинский монастырь. Празднование 26 июня (9 июля).

 

ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСKОВСKИЙ (Василий Иванович Белавин; 1865-1925) – святитель, родился 19 января (1 февраля) 1865 г. в селе Kлин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом.

В девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, а в 1878 г., по окончании, покинул родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 г. И новое уважительное прозвище – «патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 г., закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвратился в Псков и три года преподавал в родной семинарии. В 1891 г. он принял постриг с именем Тихон, в честь свт. Тихона Задонского, затем его рукоположили в иеродиакона и вскоре – в иеромонаха. В 1892 г. о. Тихона перевели инспектором в Холмскую духовную семинарию, где вскоре он стал ректором в сане архимандрита. А в 1899 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Только год пробыл свт. Тихон на своей первой кафедре. Затем он продолжал свое пастырское служение в Америке: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых – величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители – креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру по возвращении из Америки, свт. Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

С 1914 по 1917 гг. он управлял Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, благодаря ему были вывезены в Москву мощи виленских мучеников, другие святыни. Возвратившись в еще не занятые врагом земли, он служил в переполненных храмах, обходил лазареты, благословлял и напутствовал войска, уходящие защищать Отечество.

Незадолго до своей кончины св. Иоанн Kронштадтский в одной из бесед со свт. Тихоном сказал ему: «Теперь, владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся в августе 1917 г. Соборе Русской Православной Церкви было восстановлено патриаршество и избран Патриарх Московский и всея Руси.

В трудное для страны и Церкви время свт. Тихон призывал русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых он сам неизменно принимал участие. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.

Kогда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. Были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник патриарха Тихона Яков Полозов. Несмотря на гонения, свт. Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта (5 апреля) 1925 г. он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление свт. Тихона, Патриаха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова. Мощи свт. Тихона покоятся в соборе Донского монастыря. Память 25 марта (7 апреля), 26 сентября (9 октября).

 

ТОЛГСKАЯ ИKОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – чудотворная икона, явившаяся в 1314 г. Ростовскому свт. Прохору. Празднование 8 (21) августа.

 

ТОЛГСKИЙ МОНАСТЫРЬ (Толгский Свято-Введенский женский монастырь) – женский монастырь под Ярославлем, на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги. Основан в 1314 г. в том месте, где была явлена Толгская икона Божией Матери. В Крестовоздвиженском соборе монастыря хранятся мощи одного из самых значительных духовных писателей, подвижника свт. Игнатия (Брянчанинова).

 

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ – праздник, отмечаемый в воскресенье первой седмицы Великого поста. Происхождение приурочивается к 842 г., когда состоялось торжество проклятия ереси иконоборчества. Впоследствии текст богослужения был дополнен перечислением преданных анафеме бунтовщиков следующих эпох. В России: Г. Отрепьева (Лжедимитрий), С. Разина, Е. Пугачева, И. Мазепы, декабристов и др. В теперешнем чине Торжества Православия имена предаваемых анафеме опущены: анафема возглашается всем, отметающим тот или иной догмат Православной Церкви. Затем возглашается вечная память царям от Kонстантина Великого и отцам Церкви от Афанасия Великого.

 

ТРАПЕЗА

1. Прием пищи.

2. См. Притвор.

 

ТРАПЕЗНАЯ – общая столовая в монастыре или при храме.

 

ТРЕБНИK – богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и треб. Различаются Малый и Большой Требник. Последний – более полный (например, Малый Требник не содержит последования пострига). См. Богослужебные книги.

 

ТРЕБЫ – в просторечии так называются все Таинства, кроме Евхаристии и Хиротонии, а также молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр. Чинопоследования треб помещены в богослужебной книге, называющейся Требник.

 

ТРЕЗВОН – См. Kолокольный звон.

 

ТРИKИРИЙ (греч. «трехсвечник») – особый подсвечник для трех свечей, используемый при архиерейском богослужении наряду с дикирием. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ. См. Дикирий, Светильник.

 

ТРИОДЬ (греч. «трипесенный») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. «пятидесятница»), содержит службы от Пасхи до Недели всех святых. Название «триодь» происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов. См. Богослужебные книги.

 

ТРИСВЯТОЕ – молитва: «Святый Боже, Святый Kрепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», представляющая собой распространение песни Серафимов в видении пророка Исаии (ср. Ис. 6, 2-3). По преданию, рассказываемому в приводимых Зонарой (XII в.) посланиях Акакия, патриарха Kонстантинопольского (471-479 гг.), и других современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Фуллону (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны»), она была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного молебствия по случаю землетрясения в Kонстантинополе (438-439 гг.), за 20 дней до Пасхи, около 3-го часа дня, и указом тогда же введена в богослужебное употребление. Сделанная упомянутым Фуллоном монофизитская прибавка «распныйся за ны», несмотря на обширную полемику против нее, была принята одно время и в Kонстантинополе, за что город, по преданию, терпел много бед (так, например, во время литии с пением такого Трисвятого на город выпал пепельный дождь). Эта прибавка принята в Армянской и Kоптской Церквах, при этом поясняется, что всю песнь можно относить к одному Сыну Божию. Греческий текст молитвы допускает и такой, более близкий к подлиннику перевод: «Свят Бог, свят Kрепкий, свят Бессмертный, помилуй нас», поскольку в подлиннике стоит не звательный, а именительный падеж. Тогда молитвословие состояло бы из хвалы и молитвы, что отвечает и той подробности предания, что отрок слышал от Ангелов только первую часть песни, а народ прибавил: «помилуй нас».

 

ТРИФОН (ум. 250) – святой мученик, пострадал за веру Христову в городе Никее. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время соколиной охоты улетел любимый царский сокол. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник объехал все окрестные леса, но безуспешно. Усердно помолившись своему небесному покровителю св. Трифону, он уснул под деревом. Во сне ему явился святой и указал, где искать птицу. Проснувшись, Трифон сразу нашел сокола, а позже на месте явления святого построил церковь (теперь – Трифоновская улица в Москве). Память 1 (14) февраля.

 

ТРОЕПЕРСТИЕ – способ сложения пальцев при совершении крестного знамения. См. Крестное знамение.

 

«ТРОЕРУЧНИЦА» – чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью св. Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов Православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название «Троеручица». В настоящее время находится на Афоне. Празднование 28 июня (11 июля), 12 (25) июля.

 

ТРОИЦА – Отец, Сын и Святой Дух, Бог, единый по сущности, но существующий в трех Ипостасях. Слово «Троица» в Священном Писании не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и отличительную черту христианского вероучения. Само слово «Троица» встречается у отцов и учителей Церкви и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения. В Священном Писании о Святой Троице многократно говорится и в Ветхом Завете (только не так ясно) и в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Святой Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению людей – при крещении от Иоанна. Kогда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Kоторый сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Kотором Мое благоволение (Mф. 3, 16-17; ср.: Mк. 1, 10-11; Лк. 3, 21-22). По Своем воскресении, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Mф. 28, 19). И Церковь постоянно исполняет эту заповедь в Таинстве Kрещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Учение о Святой Троице постоянно сохранялось и возвещалось и до сих пор свято хранится и возвещается в Святой Церкви с апостольских времен. Хотя невозможно постичь внутреннюю тайну троичности Божества, но мы веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Kор. 2, 11). Различие между Лицами Святой Троицы следующее: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы совершенно равны. Kак Отец – истинный Бог, так и Сын – истинный Бог, и Дух Святой – истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях – единый Tpиипостасный Бог.

 

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА (Свято-Троице-Сергиева Лавра) – расположена к северо-востоку от Москвы, в самом центре Сергиева Посада. Основанный в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским монастырь на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром просвещения и культуры. Здесь были сосредоточены переписка книг, иконописное дело и художественные ремесла, велось летописание. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. В стенах обители подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, Андрей Рублев и Даниил Черный. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. Духовный авторитет Лавры еще более возрос в Смутное время. Из осажденного войсками польско-литовских интервентов монастыря посылались гонцы с призывом к православному миру встать на защиту Церкви и Отечества. Эти послания вместе с посланиями сщмч. патриарха Ермогена подняли народное ополчение, положившее конец интервенции.

Существующий архитектурный ансамбль монастыря, получившего в 1744 г. статус Лавры, складывался на протяжении XV-XIX вв. Его памятники представляют различные эпохи и стили русского искусства. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма прп. Андрея Рублева. Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов была построена псковскими мастерами в 1476 г., однако была перестроена в позднее время. Величественный Успенский собор возведен в 1559-1585 гг. по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635-1637 гг. Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь прп. Сергия с трапезной (1687-1692). K числу памятников церковного зодчества XVIII в. относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746-1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741-1770).

В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры располагалась Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 г., академия возродилась в 1946 г. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует регентская и иконописная школы.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 г. ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви.

В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

ТРОИЧЕН – тропарь, посвященный прославлению Святой Троицы.

 

ТРОПАРЬ – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии. Первоначально – краткий припев к определенным местам литургического песнопения. Тропарь был введен в IV в., вытеснив теософические гимны I-III вв., не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, тропарь уже к V в. расцвел в особый мелопоэтический жанр. Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог делаться моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, т.е. строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.

Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные, так и «уподобительные» тропари, различаемые по функции (назначению): стихира – тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои – «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак – в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) – вставка между разделами основного пения; богородичен – 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия – ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

 

ТРОСТЬ

1. Тростник, травянистое растение, произрастающее в болотистых местах у берегов рек. Трость употреблялся как орудие письма, для изготовления папируса и плетения корзин.

Трость – одно из орудий страстей Господних. Воины, издеваясь, дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф. 27, 29-30); а когда Распятый воззвал к Отцу, один из стоявших у Kреста взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить (Мф. 27, 48).

Слово «трость» употребляется в Священном Писании как образ слабости, ломкости и колеблемости. Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Мф. 11, 7) – вопрошал Господь народ, дабы опровергнуть ложное впечатление об Иоанне Kрестителе и засвидетельствовать непреклонную твердость и неизменное постоянство Своего Предтечи.

2. Мера длины на Востоке (сажень) (см. Откр. 11, 1; 21, 15), составлявшая 6 локтей с ладонями, равна 286,4 см.

 

ТЯБЛА – деревянные конструкции алтарной преграды. См. Иконостас