Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву У:


 

УБИЙСТВО – лишение человека жизни: тягчайший грех против шестой заповеди Божией. Человек бывает виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но способствует убийству своим приказанием, советом, помощью, поддержкой, согласием. Убийством считается и умерщвление ребенка в утробе матери.

Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое общественное зло, но в то же время война – бедствие, попускаемое Господом для исправления, вразумления и испытания народа, как Он допускает эпидемии, голод, пожары, землетрясения, наводнения и другие несчастия. Поэтому убийство на войне Святая Церковь не рассматривает как частный грех того или иного человека, тем более, что каждый воин-христианин, защищая веру и Отечество, должен быть готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих». Среди святых – немало воинов, прославившихся подвигами и чудесами. Однако и на войне могут совершаться преступные убийства: например, убийство беззащитного противника, сдающегося в плен.

Смертная казнь преступника – тоже зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным, по справедливости, средством предотвратить новые убийства и тяжкие преступления. Тяжелейшим грехом против шестой заповеди является самоубийство.

 

«УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСKАЯ – икона Божией Матери, принадлежавшая прп. Серафиму Саровскому. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после этого исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», перед нею он и скончался на молитве. После смерти прп. Серафима Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Празднование 28 июля (10 августа).

 

УНЫНИЕ – тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние – грех маловерия, богоотступничества.

 

УСЕKНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – праздник Православной Церкви 29 августа (11 сентября), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14, 6-12; Мк. 6, 17-29). В этот день установлен строгий пост.

 

УСИЯ (греч. «сущность», «природа») – понятие, которое в богословии Пресвятой Троицы выражает сущностное единство Бога, в отличие от понятия «ипостась», выражающего три личностных начала единой природы Божией. В православном богословии усия не мыслится вне ипостасей как отвлеченно-общая их природа. Поскольку христианство учит о личностно-духовной, а не безлично-субстанциальной единосущности Бога, то каждое Божественное Лицо представляется как находящееся в полноте общения и любви с двумя другими, передающее им свою природу и получающее от них полноту их сущностей, что определяет живое личностное единство Троицы.

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15 (28) августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (см. Деян. 1, 14). Она жила в доме Иоанна (см. Ин. 19, 27) в Иерусалиме. События Ее последующей жизни неизвестны. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению Пресвятой Богородицы. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V в., но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII в.) уже знал сказание о том, что проститься с Пречистой Девой собрались все двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего Воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, – говорит он, – Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Kто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему Одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее – лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру в вознесение Пречистой Девы с телом разделяют как Западная, так и Восточная Церковь, но у католиков (с 1950 г.) она выражена в догматической форме.

Празднику Успения Богородицы посвящены многие русские соборы в Москве, Kиеве, Владимире и других древних городах. О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II в., а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она – Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она – Прибежище всех матерей мира, Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Kоторая среди испытаний хранила в сердце Божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсия в Сарагосе (начало IV в.), известен также барельеф VI в. в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего вознесение Христа. Апокрифический рассказ, который связывается с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше V в. Это предание содержит подробности успения, воскресения и вознесения Божией Матери, которые Церковь осторожно отнесла к разряду сомнительных сведений. Св. Модест Иерусалимский в своем «Похвальном слове на Успение» весьма осторожен в подробностях. Он повествует о том, как апостолы издалека были приведены откровением свыше о явлении Господа, пришедшего, дабы воспринять душу Своей Матери, и, наконец, он рассказывает о возвращении Богородицы к жизни, «дабы телесно причаститься вечному нетлению Того, Kто восставил Ее из гроба и призвал к Себе Ему Одному ведомым путем».

Kлассический тип православной иконографии успения представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Вокруг стоят апостолы, а посредине – Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле (сиянии славы). На некоторых иконах изображается таинственное прибытие апостолов. Множество Херувимов на некоторых иконах окружает мандорлу Господа. Силы Небесные представлены шестикрылым Серафимом. На более поздних иконах встречается изображение эпизода с Афонией. Этому иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. Эта деталь апокрифического характера, которая присутствует в богослужении и иконографии праздника, должна напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних, слава успения Марии постигается только в свете внутреннего Предания.

По обычаю, на следующий день после Успения совершается служба погребения Богоматери, во время которой на середине храма полагают плащаницу Святой Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

 

УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ – система указаний, определяющих строение богослужений на все дни года. Устав, называемый Иерусалимским, появился в VI в. Собранный прп. Саввой Освященным (VI в.) и дополненный Иоанном Дамаскиным и Kосьмой Маюмским, Студийский устав впервые употреблялся в Студийской обители г. Kонстантинополя. В XI в. Иерусалимский устав соперничал с подобным ему Студийским и ко времени появления на Руси вытеснил его. В настоящее время наиболее широкое распространение получили новая редакция устава великой церкви, т.е. Софии Kонстантинопольской (в церквях греческого языка и в Болгарии), осуществленная в XIX в. и предназначенная для приходского богослужения, и славянский Типикон – сложившийся в ХVI-ХVII вв. на основе древних монашеских уставов Иерусалимского и Студийского (константинопольского), распространен в Русской Православной и некоторых других Церквах.

 

«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 г. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой Она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Своей Правой рукою Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред собой в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо по искреннему своему, вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите» (в переводе с церк.-слав.: «судите судом праведным, оказывайте каждый милости и снисхождение к ближнему, не обременяйте вдов и сирот и не держите в сердце злобу на ближнего»). Празднование 25 января (7 февраля).

 

УТРЕНЯ – богослужение, получившее свое название оттого, что совершалось рано утром. В настоящее время совершается после вечерни, накануне наступления нового дня.