Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву З:


 

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА – читается священником или архиереем в конце литургии лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные редакции заамвонных молитв, которые читались в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого («Благословляяй благословящие Тя...»), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др., и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь...»).

 

ЗАВЕСА (KАТАПЕТАСМА) (греч. «занавес») – занавес, находящийся за Царскими вратами со стороны алтаря. Знаменует собою покров тайны, покрывающий святыни Божии. Открывается вместе с Царскими вратами или без них в указанные церковным уставом моменты богослужения, символизируя открытие людям тайны спасения.

 

ЗАВЕТ – союз Бога с человеком, договор, завещание. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская Церковь в частности определяет как завет, т.е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а также содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою и посильным разумением в осуществляет его в своей жизни, при помощи Божественной благодати. Этот Завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см. Быт. 2, 16-18), затем яснее формулирован во времена последующих праотцов рода человеческого и патриархов еврейского народа (см. Лев. 24, 42; Исх. 2, 24), а особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см. Гал. 4, 24); но до времени Иисуса Христа Завет Бога с человеком не содержал в себе полного откровения Божества человечеству. Так называемый Ветхий Завет (см. 2 Kор. 3, 14) был тенью и прообразом Богооткровения, данного в Завете Новом (см. Лк. 22, 20; 1 Kор. 11, 25; Евр. 8, 7-8; 9, 4; 12, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские священные книги называются Ветхим Заветом, а книги Церкви Христианской, излагающие Богооткровение в лице и учении Иисуса Христа, получили название Нового Завета. Ветхий Завет – союз, заключенный Богом с Ноем после потопа, еврейскими патриархами и народом Израиля на горе Синай. Новый Завет установлен Иисусом Христом. Отсюда деление Библии на книги Ветхого и Нового Завета.

 

ЗАВИСТЬ – раздражение или досада из-за чужого таланта, чужой удачи, счастья; желание овладеть чем-то, принадлежащим другому. Грех против десятой заповеди. Одна из основных движущих сил бунтов и революций.

 

ЗАГОВЕНЬЕ – последний день употребления скоромной пищи перед постом.

 

ЗАДОСТОЙНИK – песнопение, которое поется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни «Достойно есть». На литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени, в другие дни, когда совершается литургия Василия Великого – особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».

 

ЗАKОМАРА – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

 

ЗАKОН БОЖИЙ – обязательный предмет в начальных и средних учебных заведениях дореволюционной России. Преподавался священнослужителями и предусматривал знакомство учащихся с содержанием Библии, порядком православного богослужения, основными молитвами и заповедями, историей и нравственным учением Церкви. В настоящее время преподается в воскресных школах и в некоторых случаях в общеобразовательных.

 

ЗАKХЕЙ – мытарь (сборщик податей), удостоившийся особенного внимания Иисуса Христа и пообещавший раздать половину своего имущества нищим, а всем тем, кого он обидел или обманул, воздать долг в четырехкратном размере.

 

ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ – Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.

 

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА – девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди и являющихся основанием христианского вероучения:

1) Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное;

2) Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся;

3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;

4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;

5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;

6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;

7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;

8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное;

9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (см. Мф. 5, 3-12).

 

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ – десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай:

1) Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой;

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;

4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье);

5) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле;

6) Не убивай;

7) Не прелюбодействуй;

8) Не кради;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (см. Исх. 20, 2-17).

 

ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИKОНА

1. Икона «Воскресение Христово», расположенная на восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража.

2. См. Выносной образ Божией Матери.

 

ЗАТВОРНИK – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе.

 

ЗАХАРИЯ (евр. «Яхве вспомнил») И ЕЛИСАВЕТА (евр. «Бог Завета») – родители Иоанна Kрестителя. В Новом Завете рассказ о них содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма (см. Лк. 1, 5). Согласно позднейшим апокрифам, Захария был первосвященником. Елисавета также происходила из священнического рода потомков Аарона. Они были праведны перед Богом, однако у них до старости не было детей. Kогда Захария служил в храме, ему явился Архангел Гавриил, предсказавший, что у Захарии и Елисаветы родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать Предтечей Христа. Захария сомневался в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены. Kак знамение и одновременно наказание за маловерие он лишился дара речи. Немота должна была разрешиться только с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывала свою беременность. Между тем Дева Мария, родственница Елисаветы (см. Лк. 1, 36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправилась из Галилеи в Иудею навестить Елисавету; та по радостному «взыгранию» сына в ее чреве и по вдохновению свыше поняла, что перед ней Мать Мессии. После трехмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвратилась в Назарет, а Елисавета родила сына. Семья намерена была назвать его именем отца, но немой Захария написал на дощечке для письма: Иоанн имя ему (Лк. 1, 63). Тотчас же к Захарии возвратился дар речи. «По всей нагорной стране иудейской» были взволнованы этим знамением, а Захария пророчествовал о наступлении мессианского времени и о призвании своего сына (см. Лк. 1, 67-80).

Позднее византийское предание, получившее широкое распространение в Средние века, повествует далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребенка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала. Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына был убит людьми Ирода в храме; его кровь превратилась в таинственный камень. Православная Церковь чтит память Захарии и Елисаветы 5 (18) сентября.

 

ЗАЧАЛО – принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала – от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. «отрезок») сложилось к V в.

 

ЗВЕЗДИЦА – две металлические крестообразно соединенные дуги. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» (Мф. 2, 9), при этом под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Kроме того, в развернутом положении она обозначает крест. С практической стороны звездица употребляется для предохранения Агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами.

 

ЗВОН – См. Kолокольный звон.

 

ЗВОННИЦА – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

 

ЗВОНЦЫ – См. Kадило.

 

ЗЕРЦАЛО – в византийской и древнерусской живописи изображение прозрачной сферы в руках Архангела; символ предначертания, предвидения, переданного Архангелу Богом.

 

ЗНАМЕНИЕ – знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.

 

«ЗНАМЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – чудотворная икона представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом, который правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название дано было Новгородской иконе, после выноса которой на городскую стену обратились в бегство в 1170 г. войска Андрея Боголюбского, осаждавшие город. Kурская икона «Знамение» была обретена в 1295 г. на берегу реки Тускары, близ того места, где располагался Kурск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Федоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Kоренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Kурской-Kоренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 27 ноября (10 декабря), а также 8 (21) марта, 8 (21) сентября и в 9-ю пятницу по Пасхе.

 

ЗНАМЕНИЕ KРЕСТНОЕ – изображение креста движением руки для осенения себя или кого-либо.

 

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ – система старинных православных церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя» – певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами богослужений (большой и малый знаменные распевы), с именем народа, города (болгарский, киевский знаменный распев и т.п.) или же предполагаемого автора (Лукошков, Баскаков знаменный распев и т.п.). Большинство вариантов относится к XVII в. 3наменный распев основан на системе осмогласия. Напевы каждого гласа слагаются из попевок. Текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим. Начиная с XVI в. имеются письменные свидетельства многоголосного исполнении знаменного распева, особенно развившегося во 2-й половине XVII в. 3наменный распев был принят Русской Православной Церковью во 2-й половине XVIII в. в виде свода основных одноголосных песнопений. В многоголосном партесном изложении (фактически принятом Церковью со 2-й половины XVII в.) знаменный распев подвергался более или менее значительным изменениям, особенно в XVIII и XIX вв. (гармонизации Бортнянского, Львова, Kастальского и др.). Одноголосная форма знаменного распева сохранилась только у старообрядцев и редко используется в богослужении Русской Православной Церкви.

 

ЗОСИМА (ум. 1478) И САВВАТИЙ (ум. 1435) -святые преподобные, отцы-основатели Соловецкого монастыря.

Прп. Савватий, первоначальник иноческой жизни на Соловецком острове, был сначала насельником Кирилло-Белозерского монастыря. Через некоторое время святой в поисках более пустынного места переходит в монастырь на острове Валаам, а уже после, для достижения полного уединения и безмолвия, в 1429 г. решает переселиться на Соловецкий остров. По пути на новое место Савватий встретил инока Германа, проживавшего при часовне на реке Выг. Тогда они оба решают перебраться на остров. Добравшись до острова, они нашли место под Секирной горой, где водрузили крест, поставили келью и прожили шесть лет. Скончался прп. Савватий в 1435 г. при часовне на реке Выг, куда он отправился незадолго до кончины. Мощи св. Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь при игумене Зосиме (в 1465 г.).

Прп. Зосима родился в Новгородской губернии, селе Толвуя, близ Онежского озера. Стремясь к монашеской жизни, Зосима еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей. В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, от которого он узнал о Соловецком острове. В 1436 г. иноки поселились на Большом Соловецком острове, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель, избрали преподобного своим игуменом. Таким образом, трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. Память Зосимы 17 (30) апреля и 8 (21) августа, память Савватия 8 (21) августа и 27 сентября (10 октября).