Информация

Православный словарь - справочник


Назад

Слова на букву Ж:


 

ЖЕЗЛ (ПОСОХ) – знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные – торжественные и богато украшенные жезлы и внебогослужебные – более простые. Навершие (верх) богослужебного жезла увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в ХVI-ХVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских жезлов является сулок – двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.

 

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (I в.) – святые Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные благочестивые женщины, пришедшие ко гробу Христову, чтобы помазать благовониями (миром) пелены, в которые он был завернут. В Евангелии рассказывается, что, когда распинали Господа Иисуса Христа и проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним, Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста, а женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее (см. Лк. 23, 49). Эти женщины и были жены-мироносицы. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. За свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены удостоились обнаружить первыми, что Христа в гробу нет, что он воскрес, и сообщили об этом апостолам. Память святых жен-мироносиц празднуется в третье воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечая их особую и важную роль в семье и обществе.

 

ЖЕРТВА – совершаемое по определенному ритуалу умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или царства животных. Слово происходит от слав. глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда «жрец»). Идея жертвы существует во всех религиях и имеет разнообразные формы. В Ветхом Завете различались жертвы хлебные, возлияния, заклания, огненная жертва, искупительные, воскурения и жертвы первенцев. Однако, несмотря на сложную обрядность библейских жертв, все большее развитие получала идея замены символа сущностью, т.е. вместо животных или земных плодов Богу благоугоднее чистое сердце. «Милости хочу, а не жертвы» – основной тон пророческих воззрений на этот предмет.

В высшем своем значении ветхозаветные жертвы были символом великой жертвы Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.

Иисус Христос не отбросил жертвенный культ Ветхого Завета, но заменил его, введя на Тайной вечере причащение. См. Евхаристия.

 

ЖЕРТВЕННИK (ПРЕДЛОЖЕНИЕ) – стол, расположенный у северной стены в алтаре слева от Горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия, во время которой предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол – срачицу, индитию, покрывало. В древности жертвенник устраивался в особом, отдельном от алтаря, помещении – в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, крест с Распятием. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Евхаристии, присутствуют мощи святых, Евангелие и крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и находятся священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей.

 

«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИK» – наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 г. византийским императором Львом Мудрым близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богородицей. Икона Богоматери «Живоносный источник» представляет Ее с младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл – Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ «Живоносного источника» получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5 (18) апреля.

 

ЖИТИЯ СВЯТЫХ – См. Агиография.